26 февраля 2023 года в Музее-усадьбе Ф.И. Шаляпина состоится концерт Дмитрия Романько и Сергея Ионина посвященный 210-летию со дня рождения Александра Даргомыжского.
14 (2 по старому стилю) февраля 1813 года в дворянской семье родился Александр Сергеевич Даргомыжский, будущий великий русский композитор, создатель интонационного реализма в музыке. Основным средством создания музыкального образа служило для Даргомыжского воспроизведение живых интонаций человеческой речи.
Вслед за М. Глинкой он открыл новую страницу в русской оперной музыке. Его «Русалка» стала первой народно-бытовой музыкальной драмой. Опера вместе с негативными отзывами “высшего света”, получила и восхищенные. “Как же не приветствовать радостно большой четырехактной оперы, написанной на бесподобный поэтический текст Пушкина, написанной в самостоятельном характере русской оперной школы, то есть такой, которой основание положено в двух операх М.И. Глинки!”
Композитор создал более ста романсов и песен – драматических, лирико-психологических, сатирических, жанрово-бытовых сценок. Именно в вокальной лирике выявился прежде всего самобытный талант А. Даргомыжского. Об одной, пожалуй, самой известной со школьных уроков музыки песне Александра Даргомыжского, “Старом капрале”, Александр Серов, в заметке «Новоизданные музыкальные сочинения», опубликованной в «Театральном и музыкальном вестнике» (от 18 мая 1858 года) написал так: “Два новых произведения А. С. Даргомыжского на песни Беранже в переводе Курочкина:
1) «Старый капрал» («Le vieux Caporal»), песня драматическая.
2) «Червяк» («Le senator»), песня комическая.
Талант А. С. Даргомыжского к драматической правде в музыке может быть неизвестен только тем, кто вообще ничего в музыке не смыслит.
Две здесь означенные песенки – новое блистательное подтверждение необыкновенного дарования, создавшего бездну романсов восхитительных и капитально-драматические сцены в опере «Русалка.
Старик – наполеоновский капрал виновен в преступлении против дисциплины. Его ведут расстреливать, а он на походе держит предсмертную речь к товарищам. Сюжет трагический.
Несмотря на мелкость формы. Точно так и музыка А. С. Даргомыжского, сохраняя беззаботные, беспритязательные повторы фраз куплетных, проникнута характером глубоко трагическим.
Подробности мелодических фраз прелестно обрисовывают все положения мастерски переведенного текста и составляют полную, окончательную музыкальную картинку. Маршировка солдат «В ногу, ребята, – раз, два, раз, два» дает отличный ритмический грунт всей песне, которая вообще одно из самых удачных созданий нашего музыкального драматика”
Творчество Даргомыжского оказало большое влияние на композиторов «Могучей кучки». Они считали себя продолжателями и последователями творческого кредо Даргомыжского:
«Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды».
Программа концерта охватывает 40-60-е годы XIX века творчества А. Даргомыжского и 70-годы в произведениях Ц. Кюи, Н. Римского-Корсакова и М. Мусоргского. Именно Модест Петрович Мусоргский назвал Даргомыжского «великим учителем музыкальной правды».
Дмитрий Романько (бас), выпускник Красноярской академии музыки и театра им. Д. Хворостовского, и Сергей Ионин (фортепиано), выпускник РАМ им. Гнесиных, лауреаты международных конкурсов – сложившийся вокально-фортепианный дуэт высокого мастерства. Они исполнят романсы А. Даргомыжского на стихи А. Пушкина «Ночной зефир», М. Лермонтова «Мне грустно», П. де Беранже в переводе В. Курочкина «Старый капрал», А. Вайнберга «Титулярный советник».
В программе прозвучит ария Мельника из оперы «Русалка». Символично петь это произведение в музее-усадьбе великого певца Ф. Шаляпина, который воплотил знаменитый образ героя в 1904 году в Мариинском театре.
Вокальная музыка М. Мусоргского представлена произведениями из циклов «Без солнца», «Песни и пляски смерти» на стихи А. Голенищева-Кутузова, а также «Песней Варлаама» из оперы «Борис Годунов».
Пресс-служба РНММ