От Скрябина до саксофона. Шесть вечеров с Российским национальным оркестром в зале Чайковского.
Уже в девятый раз концертный сезон в Москве откроется бенефисом одного из лучших оркестров мира – Российского национального оркестра.
Его создатель и худрук выдающийся музыкант Михаил Плетнев представит по традиции на Большом фестивале РНО обширную программу, включающую симфонические и инструментальные сочинения, оперу (“Русалка” Александра Даргомыжского, 2 октября), документальную драму “Последняя ночь последнего царя” к 100-летию революции 1917 года (в исполнении Эдварда Радзинского, 27 сентября).
Большой фестиваль РНО под руководством Михаила Плетнева продлится с 11 сентября по 2 октября.
Сам Плетнев выступит в качестве дирижера и пианиста.
23 сентября он исполнит Второй концерт Камиля Сен-Санса, на который композитора вдохновила дружба с Антоном Рубинштейном.
Концерт, начинающийся сольной каденцией в духе Баха и заканчивающийся тарантеллой, вызвал когда-то ироническую реплику критики “от Баха до Оффенбаха”. Тем интереснее будет нестандартная, в этом можно не сомневаться, интерпретация его Михаилом Плетневым.
С “французским акцентом” прозвучит и программа открытия фестиваля 11 сентября. Сочинения Жоржа Бизе и Мориса Равеля, солист Люка Дебарг, любимец московской публики, получивший на последнем конкурсе Чайковского сенсационный старт международной карьеры.
И Михаил Плетнев, и Люка Дебарг увлекаются джазом, поэтому финал Первого фортепианного концерта Равеля, написанный в джазовой манере, в их исполнении не может не интриговать.
В тот же вечер будет звучать и музыка, создававшаяся для театра: сюита из балета “Дафнис и Хлоя” Равеля, рисующая идиллический образ Древней Эллады, и сюита, составленная Михаилом Плетневым из музыкальных номеров, написанных Жоржем Бизе к драме Альфонса Доде “Арлезианка”.
Пикантность музыки состоит в том, что создавалась она для “водевильного” оркестра с использованием ультрасовременного тогда саксофона.
В сюите он будет звучать вместе со старинным тамбурином из эпохи Рамо, прованскими мелодиями, “танцами резвых лошадей” и пасторалью на крестьянские темы. А Люка Дебарг исполнит, кроме прочего, партию фортепиано в скрябиновском “Прометее”.
В этой музыкальной мистерии Серебряного века прописана загадочная строка Luce, предназначенная для несуществующей световой клавиатуры.
Несколько лет назад, исполняя “Прометея” в Колонном зале Дома союзов, Михаил Плетнев и РНО уже поэкспериментировали со световой строкой. Как представят мистерию на этот раз, держится втайне.
Среди новинок фестиваля – российская премьера Концерта для скрипки, написанного специально для Вадима Репина шотландским композитором Джеймсом Макмилланом. Знаменитый скрипач исполнит концерт 14 сентября.
А 23 сентября украинский дирижер Кирилл Карабиц представит практически не звучащую сегодня на сцене Третью симфонию Бориса Лятошинского, масштаб и драматургию которой сравнивают с Седьмой симфонией Шостаковича, и партитуру молодого Сергея Прокофьева “Сны”, вдохновленную, как и ранние сочинения Лятошинского, музыкой Скрябина.
И в этом – интрига программ фестиваля, каждая из которых обнаруживает логику и красоту музыкальной “спирали”.
Вадим Репин: “Я очень жду нашего концерта с Михаилом Плетневым”
В начале 90-х годов Михаил Плетнев создал оркестр, в который вошли многие музыканты из разных коллективов страны. Оркестр впервые в советской истории не финансировался из госбюджета. Для его функционирования был создан Попечительский совет РНСО.
Помимо гастрольной деятельности оркестр начал осуществлять и звукозаписывающую программу в сотрудничестве с Deutsche Grammophon. Помимо крупных зарубежных гастрольных туров РНСО организовывал гастрольные поездки внутри страны, такие, как “Волжские турне” по городам Поволжья.
Ирина Муравьева, Российская газета