Ансамбль Questa Musica впервые обращается к одному из вершинных творений И. С. Баха — Мессе си минор.
21 февраля 2023 в Концертном зале им. П. И. Чайковского духовное завещание великого кантора прозвучит под управлением художественного руководителя ансамбля Филиппа Чижевского на исторических инструментах в традициях исторически-информированного исполнительства в строе 415 Hz.
С великим сочинением Баха Филипп Чижевский соприкоснулся рано, в годы учебы в Хоровом училище имени Свешникова. Как дирижер он прошел до Мессы огромный путь, важными вехами которого стали исполнения нескольких кантат Баха, одна из них (Christ lag in Todesbanden) вошла в репертуар коллектива Questa Musica.
Изучив за эти годы множество интерпретаций Мессы, различных исполнительских подходов и традиций, которыми оброс баховский шедевр, Чижевский предлагает слушателям свой взгляд.
«Музыка Баха — это не то барокко, которое можно всячески украшать, препарировать и воспринимать как раскраску, что возможно, например, с музыкой Пёрселла или Генделя. Здесь есть место для маневра, но Бах задает строгие рамки.
Я бы сказал, что у него вообще нет светской музыки, вся его музыка духовная, и — верующий ты или нет — это накладывает обязательства»,
— размышляет дирижер.
Месса будет исполнена без антракта небольшим составом инструментального ансамбля и хора. В полном соответствии с партитурой Баха в ней будут присутствовать все старинные духовые инструменты, в том числе траверс-флейты, гобой д’амур, барочные фаготы, натуральные трубы, кожаные литавры, орган и клавесин.
Месса си минор — уникальное по масштабу сочинение на полный текст пяти ординарных песнопений латинской евхаристической службы. Духовное завещание Баха складывалось в несколько этапов. В первой половине 1733 года были написаны две первые части Мессы, которые композитор преподнес в качестве «музыкального приношения» новому правителю Саксонии Августу III.
Во второй половине 1740-х Бах, будто подводя итог сделанному, собрал остальные части из ранее написанных сочинений; здесь самые поздние страницы его вокальной музыки соседствуют с переработанными фрагментами из самых ранних кантат.
Между внушающим трепет Kyrie и ликующим финальным Dona nobis pacem он расположил девять арий и дуэтов и четырнадцать самых разных ансамблевых частей. В каждой из них, помимо удивительной глубины и точности в отношении духовного текста, Бах продемонстрировал невероятное разнообразие стилей — вокальных и инструментальных. Он с большим почтением отнесся к текстам, составляющим ординарий мессы, и средствами музыкальной риторики и символики артикулировал все нюансы, отрефлексированные долгой богословской традицией.
Однако сразу стало ясно, что значение
«величайшего шедевра, который мир когда-либо видел»
(по словам Карла Цельтера, в 1811 году впервые исполнившего Мессу целиком) выходит далеко за пределы церковной практики и определенной конфессии.
«Бах внеконфессионален. Каждый верующий человек будет считать Баха близким по духу, его музыка помогает молиться, она по сути и является молитвой. Это нить между человеком и Богом, музыка про внутренний свет, который человек может создать для себя, а Бог будет его поддерживать.
Человеку достаточно сделать три шага, а остальные 97 за него сделает Бог»,
— утверждает Филипп Чижевский.
Пресс-служба Московской филармонии