12 мая 2022 года в Малом зале Зарядья состоится пятый концерт PULSE с музыкой современных композиторов для струнного квартета – OpensoundQuartet.
OpensoundOrchestra продолжает серию концертов PULSE с музыкой современных композиторов. Пятый концерт включает в себя сочинения для струнного квартета российских и зарубежных композиторов, в том числе две мировые премьеры и одну московскую.
Играя в квартете, солисты OpensoundOrchestra добились слаженности и безусловного взаимопонимания благодаря высокому уровню профессионализма музыкантов. Они регулярно выступают на разных площадках Москвы, пропагандируя новую музыку, заказывают сочинения молодым российским авторам.
Музыка для струнного квартета на протяжении истории музыки рассматривалась композиторами как площадка для эксперимента, поле для воплощения новых задумок, возможность передать в музыке камерные, интимные переживания. Так ли это в музыке композиторов XXI века? Программа составлена таким образом, чтобы охватить разные стороны этого жанра, показать подходы российских композиторов и их коллег из других стран к струнному квартету.
Одна из главных целей серии концертов PULSE – популяризация и продвижение сочинений российских авторов. Мировые премьеры в пятом концерте серии – струнные квартеты Игоря Яковенко и Настасьи Хрущевой, написанные специально для OpensoundOrchestra.
Яковенко – джазовый пианист и серьезный, вдумчивый музыкант со своим сложившимся стилем, сдержанный романтик. Премьеру его сочинения Tempus OpensoundOrchestra исполнил в первом концерте PULSE.
Настасья Хрущева – композитор, музыковед, преподаватель из Санкт-Петербурга, автор книги «Метамодерн в музыке и вокруг нее» заигрывает с жанром струнного квартета, обращаясь к песне «Елочка, елка» из мультфильма «Новогодняя сказка», давая новое, метамодернистское прочтение как этой песне, так и самому жанру квартета. Сочинение было заказано в рамках проекта Союза композиторов России «Ноты и квоты».
Минималистичные «Заповеди блаженств» Владимира Мартынова использовал Паоло Соррентино в своем фильме «Великая красота». Ровная и спокойная мелодия, повторяющаяся как колесо времени, настраивает созерцательный лад и позволяет настроиться на созерцание и покой .
Американский столп минимализма Филип Гласс написал в 1983 году музыку для постановки пьесы Самюэля Беккета “Company” и позже переделал ее в струнный квартет. Он очень тонко работает с ритмом и важнейшей задачей исполнителей становится игра в одном потоке.
Один из наиболее часто исполняемых современных композиторов Йорг Видманн называет свой третий квартет “Скерцо” в метаформе из пяти его струнных квартетов. Он обращается к ритму из скерцо Седьмой симфонии Бетховена и строит весь квартет, работая с ритмической структурой. Он использует элементы изобразительности и инструментального театра в своем «Охотничьем» квартете и преображает типизированную музыку, которую мы привыкли ассоциировать с охотой.
https://www.classicalmusicnews.ru/signdates/philip-glass-85/
Джона Адамса трудно отнести к какому-то направлению, хотя многие критики считают его минималистом, он – выдумщик собственных стилей и слов, несуществующих танцев. Несколько таких его танцев и прозвучат на концерте в сочетании с электроникой.
OpensoundOrchestra — это сообщество ведущих музыкантов Москвы, которые специализируются на современной музыке. Легко трансформируясь из камерного струнного квартета в полноценный оркестр, они инициируют и участвуют в смелых музыкальных проектах, охватывающих как новейшее звуковое искусство, так и смежные территории барокко, классики, театральной и киномузыки.
С оркестром работают самые авторитетные музыканты современности. Среди них композиторы Габриэль Прокофьев, Кристиан Ярви, Владимир Мартынов и Павел Карманов, исполнители Алексей Любимов, Татьяна Гринденко и Игорь Будинштейн, Надежда Павлова (сопрано), Варсеник Аванян (меццо-сопрано), Минин–хор, вокальный ансамбль “Questa musica”, режиссер Алексей Агранович.
Оркестр записывает музыку к фильмам, в том числе: «Мистер нокаут» (композитор Иван Бурляев), «Кольская сверхглубокая» (композитор – Дмитрий Селипанов), «Белый снег» (композитор – Алексей Айги) – обладателя Золотого орла за лучшую музыку к фильму, в их исполнении звучат песни из саундтрека к сериалу Jetlag (more.tv).
OpensoundOrchestra сотрудничает с ключевыми фестивалями и арт-институциями, включая музеи Прокофьева и Скрябина, Еврейский музей и Музей Москвы, ежегодная премия The Art Newspaper Russia и Московский международный кинофестиваль, Артмастерс, Золотой орел; выступает на уважаемых филармонических и клубных сценах: от Большого зала консерватории, Концертного зала имени Чайковского и Большого зала Зарядья до Колонного зала Дома союзов и ведущей экспериментальной площадки столицы, культурного центра «Дом». В программе оркестра общемировые шедевры современной музыки и неизвестные широкой публике сочинения молодых композиторов России.
В дискографии оркестра записи на лейблах «Мелодия» и “Donemus publishung”.
Пресс-служба OpensoundOrchestra