V Национальная оперная премия «Онегин» при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга представляет: премьера let’s play-оперы «Скупой рыцарь».
Главную партию в уникальном проекте на стыке оперного искусства и компьютерной игры исполнит звезда мировой оперы Сергей Лейферкус.
В культурной столице готовится к премьере инновационный оперный проект. О постановке оперы Сергея Рахманинова «Скупой рыцарь» в жанре Let’s Play объявили Национальная оперная премия «Онегин» и благотворительное общество «Онегин».
Новизна формата не только в том, что певцы и музыканты, находящиеся в разных городах и странах, споют вместе, но и в том, что само «сценическое пространство» оперы решено в жанре screenlife и интегрировано с миром персонажей онлайн-игры «Сфера».
Роли исполняют: народный артист РФ, лауреат государственной премии СССР Сергей Лейферкус (Барон), номинант премии «Онегин», солист театра «Зазеркалье» Роман Арндт (Альбер), заслуженный артист РФ, солист Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, лауреат премии «Онегин» Андрей Батуркин (Герцог), солист Большого театра Леонид Бомштейн (Ростовщик), солист академии молодых оперных певцов Мариинского театра Денис Беганский (Cлуга).
Пандемия и карантин дали мощный толчок развитию онлайн-жанров – появились zoom-версии драматических спектаклей, множество screenlife-фильмов по оригинальным сценариям. Но оперу так еще не исполняли.
Флагманом нового жанра стал фильм-опера «Пир во время чумы» режиссера Дмитрия Отяковского, премьера которого состоялась 6 мая 2020 года. Певцы из России, Франции, Германии и Италии «собрались» онлайн и сыграли оперу в поддержку артистов-фрилансеров по всему миру.
О начале работы над Let’s Play-оперой «Скупой рыцарь» Национальная оперная премия «Онегин» и одноименное благотворительное общество объявили 6 июня, в день рождения Александра Сергеевича Пушкина.
В перспективе творческая группа планирует создать тетралогию «Маленькие трагедии», сняв онлайн-экранизации четырех камерных опер русских композиторов на сюжеты Пушкина: «Пир во время чумы» Цезаря Кюи, «Скупой рыцарь» Сергея Рахманинова, «Каменный гость» Александра Даргомыжского и «Моцарт и Сальери» Николая Римского-Корсакова.
https://www.classicalmusicnews.ru/interview/mihail-lidskij-koncert-onlajn-vpolne-normalnyj-format-no-vo-vsem-nuzhna-mera/
Вообще, понятие Let’s Play имеет мало отношения как к опере, так и к Пушкину – это жанр видеороликов, где люди играют в компьютерную игру и по ходу комментируют происходящее. Однако современный художественный язык позволяет с успехом объединять и столь далекие друг от друга миры. Режиссер проекта Дмитрий Отяковский рассказывает о том, как в работе над «Скупым рыцарем» эволюционировал творческий метод, найденный в «Пире во время чумы»:
«Маленькие трагедии» — потрясающий материал для скринлайф-фильмов. Особенности музыкальной драматургии позволяют актуализировать сюжет, бережно сохранив авторский замысел, а отсутствие массовых хоров и сложных ансамблевых сцен даёт возможность «удалённой» записи звука и видеосъёмки.
В первом фильме нам приходилось записывать звук на мобильные телефоны и исполнять оперу под фортепианный аккомпанемент, но в «Скупом рыцаре» появилась возможность создания оркестровой фонограммы, под которую в дальнейшем будут записывать свои партии солисты в Москве, Санкт-Петербурге и Португалии. Формат screenlife предполагает, что всё действие происходит на экране гаджетов, но в «Скупом рыцаре» мы начинаем работать с эстетикой Let’s Play и в некоторых сценах используем в качестве виртуальных «декораций» пространство компьютерной игры.
У каждого героя оперы есть игровой персонаж, которым он управляет, и зритель одновременно видит этот цифровой «аватар» и солиста, им управляющего.»
«Скупой рыцарь», так же, как и «Пир», ориентирован на благотворительность. По словам генерального директора Премии «Онегин» Игоря Тарасова, средства, которые удастся собрать через «донейшн» и другими доступными способами, пойдут на помощь оперным певцам и музыкантам, которых коронавирус оставил без работы.
«По сути речь идёт о самой востребованной части оперных артистов — фрилансерах. Именно они из-за ситуации, связанной с пандемией, оказались без государственной поддержки. Артисты люди гордые, мы не собираемся кидать им «подачки». Если удастся собрать средства, мы организуем концерт и собранными деньгами заплатим им за работу.
– говорит директор Премии «Онегин».
– Успех фильма «Пир во время чумы» натолкнул нас на мысль о том, что это начинание необходимо не только поддержать, но и развить, и мы предложили Дмитрию, очень активному и перспективному режиссеру, сделать совместный проект, совмещающий жанр screenlife и атмосферу настоящей театральной премьеры.
Cоздать не просто фильм, но виртуальный оперный театр, где есть и «сцена», и «зрительный зал», где можно встретиться, надев парадную одежду или парадный аватар, обменяться мнениями, выпить шампанского в виртуальном буфете – то есть создать онлайн-клуб любителей оперы.»
В работе над постановкой принимает участие Симфонический оркестр Ленинградской области «Таврический» под управлением Михаила Голикова. Художником-постановщиком проекта выступил Оганес Айрапетян.
Онлайн премьера «Скупого рыцаря» будет представлена в трёх действиях, разделённых небольшими антрактами – временем для общения и обсуждений. К участию в онлайн-дискуссиях приглашаются все ценители оперного искусства!
А уже в ноябре 2020 года в дни Санкт-Петербургского культурного форума Северная столица вновь встретит мероприятия Национальной премии «Онегин» – в юбилейный пятый раз. Правда, в каком формате они пройдут, пока неизвестно.
Официальный сайт Национальной оперной премии «Онегин».
Организация интервью, комментарии, дополнительная информация — +7 981 871 0482 [email protected], +7 921 598 4642 [email protected].
Ольга Пескова, Ксения Шевченко, PR LOOK