30 июня 2022 года выступлением Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера, народного артиста России Николая Алексеева завершится второй посвященный 100-летию Петербургской филармонии концертный сезон.
В программе концерта, адресованного друзьям, партнерам и спонсорам филармонии, прозвучат Пятая симфония Чайковского и Симфония-концерт для виолончели с оркестром Прокофьева, солист – один из ведущих виолончелистов молодого поколения Александр Рамм.
Симфония-концерт – одно из последних крупных сочинений Прокофьева, завершенное им за год до смерти. Произведение посвящено Мстиславу Ростроповичу, в тесном общении с которым оно было написано, он же осуществил и мировую премьеру (причем за дирижерским пультом стоял Святослав Рихтер!). Считается, что в виолончельном репертуаре Симфония-концерт относится к числу сочинений высшей сложности.
Во втором отделении концерта прозвучит Пятая симфония Чайковского – партитура, которую композитор писал, преодолевая бесконечные сомнения. По-видимому, связаны они были с тем, что, спустя одиннадцать лет после создания Четвертой симфонии, он вновь обратился к теме фатума, но подошел к ее воплощению с иных позиций: как и в предшествующей партитуре, этот образ воплотился в теме, открывающей цикл, проходящей сквозь все его части и трансформирующейся от мрачно-угрожающего к ликующему звучанию.
Как интерпретировать финал, что слышать в этом триумфе – торжество жизни или торжество над ней фатума – вопрос, на который каждый слушатель отвечает сам: в отличие от переписки вокруг предыдущей партитуры на этот раз авторские намеки на программу симфонии были крайне скупы.
Александр Рамм: «Не ты выбираешь волшебную палочку, а она тебя»
Критика после премьеры была противоречивой, но в итоге, после нескольких исполнений, прошедших под управлением автора как в России, так и за рубежом, Чайковский оставил сомнения и признал, что «вновь любит» свою симфонию, а в дальнейшем интерес крупнейших дирижеров к партитуре, сделавший ее одним из самых исполняемых русских симфонических произведений, лишь подтвердил справедливость этой оценки.
Соломон Волков. Диалог с Ростроповичем: Прокофьев и Шостакович
Билеты на концерт Заслуженного коллектива России 30 июня доступны в кассах и на официальном сайте Петербургской филармонии.
Традиция исполнения академической музыки в залах Петербургской филармонии восходит к XIX столетию, когда здесь выступали Лист, Берлиоз, Вагнер, Дворжак, Рубинштейн, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Скрябин и другие крупнейшие музыканты своего времени.
Однако собственно филармония (на тот момент Петроградская), первая в нашей стране, была учреждена 13 мая 1921 года: в этот день нарком просвещения Анатолий Луначарский подписал положение об ее основании, а менее чем через месяц, 12 июня 1921 года, состоялся первый в истории организации концерт.
12 июня 2021 года программа первого концерта Петроградской филармонии прозвучала вновь: Заслуженный коллектив России под управлением Николая Алексеева исполнил Шестую «Патетическую» симфонию, симфоническую фантазию «Франческа да Римини» и Скрипичный концерт Чайковского, солистом выступил известный петербургский скрипач, победитель XVI Международного конкурса имени Чайковского Сергей Догадин. Концерт стал одной из кульминаций двух сезонов, посвященных столетию старейшей филармонии страны.
Пресс-служба Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича