12 октября 2021 в Соборной Палате в Москве состоится концерт скрипача Карэна Шахгалдяна и альтиста Максима Новикова с премьерой двух циклов каприсов композитора Георгса Пелециса – для скрипки соло и для альта соло.
Каприсы для инструментов соло всегда занимали особое место в музыкальной литературе. Сразу вспоминаются каприсы для скрипки Паганини или Венявского, невероятно обогатившие технический и выразительный арсенал скрипачей.
Циклы Георгса Пелециса появились не одновременно, скрипичные были написаны позже, поэтому в сочетании двух циклов явно ощущается главенствующая роль альта.
Оба цикла построены следующим образом: 24 каприса для альта соло и 23 каприса для скрипки соло, альт начинает, а скрипка следует за ним, можно назвать это осмыслением или размышлением на тему каждого альтового каприса. Альтовые каприсы более насыщены технически и в основном продолжительнее по времени.
Идея этого цикла появилась из сотрудничества композитора с альтистом Максимом Новиковым и скрипачом Карэном Шахгалдяном, которые много лет выступают в дуэте с интригующим названием ‘’Поединок’’.
Каприсы представляют собой не только привычный цикл из виртуозных пьес, показывающих все технические возможности инструмента, но набор разнохарактерных сочинений, от песенных, танцевальных, явно использующих фольклорный материал, до философских пьес. Например, последний каприс двух циклов, 24-й альтовый, в разговоре с автором получил название ‘’Эпитафия’’, один из каприсов использует мелодику великого учителя Георгса Пелециса – Арама Хачатуряна.
Специально для этого концерта журналист Николай Солодников взял небольшое интервью у Георгса Пелециса, фрагменты из которого будут использованы во время выступления музыкантов.
ClassicalMusicNews.Ru