Анонсировать предстоящие на днях в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко представления оперы Доницетти «Дон Паскуале» практически бесполезно: билеты давно раскуплены, несмотря на сногсшибательные цены.
Оно и немудрено: ведь этим спектаклем Равеннского музыкального фестиваля приедет дирижировать сам Риккардо Мути – живое воплощение итальянской музыки.
Когда 7 декабря 1986 года Мути был представлен труппе и публике миланского театра “Ла Скала” как новый музыкальный руководитель и впервые в этом качестве продирижировал оперой Верди “Набукко”, успех был так велик, что публика заставила исполнить на бис знаменитый хор “Va, pensiero”, почитаемый в Италии как неофициальный гимн. Подобного не случалось в “Ла Скала” со времен Артуро Тосканини, полвека назад строго запретившего бисы.
Риккардо Мути преобразил “Ла Скала” так, как не удалось бы самому радикальному реформатору. Он устранил недоразумение, вследствие которого из репертуара “дома Верди” чуть ли не на два десятка лет выпали самые популярные оперы этого композитора.
На миланской сцене появились оперы Моцарта, Бетховена, Глюка, до сих пор не приживавшиеся в итальянских театрах. Мути совершил настоящую революцию, заставив труппу “Ла Скала” исполнять основные произведения Вагнера, который издавна считался чуть ли не антагонистом итальянской музыки.
А для равновесия развернул систематическую работу по возрождению забытого отечественного репертуара XVII-XVIII веков.
Описывая благородные манеры Мути, восхищаясь его темпераментными трактовками, критики щедро награждают все, что он делает, эпитетом “божественно”. Но если Мути и бог, то такой, который своими руками пашет землю, разносит по хижинам огонь, учит вести хозяйство и чуть ли не кормит с ложки. Он сам готовит партии с солистами, не жалея времени на отделку мельчайших фраз, пока не добьется стилистической точности.
И так же заботливо потчует музыкой публику. Мути часто выступает в университетах и по телевидению с популярными лекциями об опере. Доводит публику до гомерического хохота ироничными пересказами старинных либретто, а попутно в доступной форме разъясняет суть классических произведений.
Свою миссию Риккардо Мути видит в том, чтобы вернуть Италии статус страны музыки.
“В последние 70 лет мы застыли, остановившись на 20-30 прекрасных операх. Сегодня мир не считает нас страной музыки. Нас считают страной, где поют, а страны музыки – Германия и Австрия.
Но наше музыкальное прошлое таково, что Италия могла бы встать наравне с ними. Когда я исполнил произведения Николы Порпоры (итальянский композитор XVIII века. – “Газета”) на Зальцбургском фестивале, это было огромным открытием для музыкантов, публики и прессы. Они поняли, что перед ними отец музыки, у которого учился их кумир Гайдн»,
– говорит дирижер.
С успеха на знаменитом Зальцбургском фестивале началась мировая карьера Риккардо Мути. Он дебютировал там, дирижируя той самой комической оперой «Дон Паскуале», которую на сей раз везет в Москву в исполнении молодых певцов и молодежного оркестра.
Ярослав Седов, “Газета”