В 2024 году музыкальный мир отмечает 200-летие со дня рождения Антона Брукнера – титана австро-немецкого позднего романтизма. Он станет одним из героев первого концерта филармонического абонемента «Диалоги с Брамсом».
31 января в Зале Чайковского Филипп Чижевский и оркестр Московской филармонии сопоставят два масштабных опуса двух великих современников: Первый фортепианный концерт Брамса и Девятую симфонию Брукнера.
Диалог Брамса и Брукнера Филипп Чижевский видит как вдумчивую беседу, которая дает возможность не только услышать собеседника, но и заглянуть внутрь себя, поразмышлять.
Программу откроет Первый фортепианный концерт Брамса, который часто называют «симфонией с фортепиано». Грандиозное сочинение, одно из самых сложных произведений романтического репертуара пианистов, требует от музыкантов не только безупречного мастерства, но и глубокого погружения в сложный драматургический замысел композитора.
Солистом выступит Алексей Мельников; год назад он уже исполнял концерт Брамса с Филиппом Чижевским, получив высокие оценки прессы, впечатлив мастерским исполнением, цельностью творческого взгляда на этот масштабный шедевр и единством концепции.
«Вместе с Чижевским они сковырнули с концерта вековые динамические отложения, вычистили артикуляцию, выстроили цвет… Они нанизали всю музыку на ясный ритмический стержень, какому позавидовали бы минималисты, и превратили Брамса в современную музыку – интеллектуально сконцентрированную, эмоционально сдержанную и в медленной части особенно бездонную» (Юлия Бедерова, «Коммерсант»).
Девятую симфонию Брукнера, масштабную партитуру продолжительностью более часа, Чижевский называет
«запредельной музыкой – посвящением Господу Богу».
Это последняя симфония композитора, над которой он работал последние десять лет своей жизни, так и не закончив финал. Будучи уже тяжело больным, Брукнер создал музыку, полную откровений.
«Ему открылось нечто большее, даже чем Малеру. Брукнер смотрит на планету из космоса, за счет этого создается вселенский масштаб»,
– говорит Филипп Чижевский.
За последние сорок лет неоднократно предпринимались попытки завершить четвертую часть симфонии; но и в общепринятой трехчастной версии она остается цельным, новаторским сочинением, предвещающим многие открытия композиторов ХХ века.
Алексей Мельников: «Ранимые музыканты, как правило, самые интересные»
Иоганнес Брамс – великий романтик-интроверт, полностью посвятивший себя музыке. Значительную часть его творческой жизни составлял диалог с партитурами прошлого и настоящего, недаром Брамс считал главными событиями своей биографии объединение Германии и завершение издания сочинений Баха.
Абонемент № 17 приглашает к продолжению этого диалога: в его программе музыка Брамса «смотрится в зеркала» партитур двух других интровертов и крупнейших симфонистов – Антона Брукнера и Дмитрия Шостаковича.
Творчество самого Брамса представлено двумя фортепианными концертами, в которых рояль – alter ego Брамса – ведет интенсивный диалог с оркестром.
Второй концерт абонемента состоится 20 апреля; Российский национальный молодежный симфонический оркестр выступит под руководством выдающегося дирижера Александра Лазарева, солист – Вадим Руденко. В диалог с Концертом № 2 для фортепиано с оркестром Брамса вступит Симфония № 11 («1905 год») Шостаковича.
Пресс-служба Московской филармонии