30 ноября 2023 российский пианист Никита Тонконогов выступит с сольным концертом в Малом зале Московской консерватории.
Проживавший долгое время в Швейцарии музыкант вернулся в Россию в 2021 году. Все эти годы он активно концертировал на Западе и у себя на родине. Московской публике запомнились его концерты в консерватории, в Доме музыки и других столичных залах, вызвавшие большой отклик критики и слушателей.
В этом сезоне пианист вновь выйдет на сцену Московской консерватории, чтобы представить яркую программу из шедевров фортепианной музыки, требующих от исполнителя исключительного мастерства и владения широкой эмоциональной палитрой.
Концерт откроет одно из самых узнаваемых сочинений классической музыки – «Токката и фуга ре минор» И. С. Баха для органа в переложении для фортепиано композитора и пианиста Ф. Бузони. Виртуозная транскрипция передает мощные звучания, объём и богатство тембров органа. В пьесе одновременно сочетаются строгость и размеренность барочной музыки и яркий романтический пианизм начала ХХ века.
Также в программе прозвучит Соната №12 соч.26 Л. ван Бетховена. Одна из наиболее часто исполняемых сонат венского классика была любима многими пианистами от Ф. Шопена до С. Рихтера. Четыре части выражают различные настроения от благородной темы с вариациями в начале и шутливого скерцо, до знаменитого «Траурного марша на смерть героя» и жизнеутверждающего финала, где рассеиваются все печальные настроения в стремительном и легком беге пассажей.
Завершат первое отделение четыре пьесы И. Брамса (соч. 119) – последнее сочинение композитора, написанное для фортепиано. В цикле три интермеццо, пронизанные различными оттенками меланхолии, и контрастная им «Рапсодия», напоминающая масштабным звучанием и динамизмом оркестровые сочинения немецкого романтика.
Во втором отделении прозвучат сочинения Ф. Шуберта.
Три пьесы, написанные в 1828 году, незадолго до смерти, можно рассматривать, как своего рода музыкальное завещание автора. Музыка возвышенной красоты соединила в себе все, что свойственно творчеству Шуберта: песенный мелодизм, резкие смены состояний от сумрачно мрачных, отчаянных до наивных и просветленных, с их ощущением «невыносимой легкости бытия».
Завершит концерт фантазия Шуберта «Скиталец». Ее основой послужила одноименная песня для голоса и фортепиано, которую композитор развил в масштабное четырехчастное полотно. Это произведение, требующее от пианиста не только максимальной эмоциональной отдачи, концентрации, тонкости при передаче художественных образов, но и исключительной виртуозности и физической выносливости.
Никита Тонконогов – выпускник Московской консерватории и Бернского университета искусств.
Начал играть на рояле в возрасте четырёх лет, в девять – дебютировал с оркестром на сцене Большого зала Московской консерватории, в одиннадцать дал свой первый сольный концерт.
Великий американский пианист Вэн Клайберн выделял его среди молодого поколения русских пианистов, отмечая его «замечательную индивидуальность и превосходную технику».
С 2014 по 2021 годы проживал преимущественно в Швейцарии, где активно концертировал. Участвовал в фестивалях в Байройте, Зальцбурге, Нью-Йорке и Давосе. Выступал с сольными концертами в залах Московской консерватории и ММДМ.
«Российская газета» отмечала:
«В полных тонких нюансов интерпретациях Тонконогова чувствуется неумолимая пульсация жизни».
Немецкая Schwäbische Zeitung назвала его «пианистом экстра класса». Выдающийся финский пианист Матти Раекаллио назвал его
«ярким талантом с превосходными музыкальными и интеллектуальными способностями».
Пианист совершенствовал своё мастерство под руководством многих прославленных музыкантов: К. Хельвиг (Берлинский университет искусств), Дж. Ловенталь и М. Раекаллио (Джульярдская школа), Л. Дорфман (Академия музыки Тель-Авива). Сотрудничал с Хельмутом Лахенманом. В 2018 стал победителем международного конкурса пианистов имени Зигфрида Вайсхаупта.
В 2023 стал участником проекта Табриза Шахиди «Русская фортепианная школа. Мастера и наше будущее».
Соб. инф.