23 апреля 2022 последний филармонический концерт Национального филармонического оркестра России в сезоне 2022/23, как и год назад, проведет маэстро Станислав Кочановский – неординарный дирижер-интеллектуал, с которым коллектив регулярно сотрудничает уже несколько лет.
Европейская карьера музыканта в последние годы стремительно набирает обороты: он выступает с лучшими оркестрами и оперными труппами (в том числе в России), стал завсегдатаем престижных фестивалей, в частности в Вербье и Санкт-Петербурге («Звезды белых ночей»).
Выступая с НФОР, дирижер всегда представляет оригинально выстроенные программы, а в этот раз предложит московским меломанам репертуарный раритет – Седьмую симфонию Яна Сибелиуса.
Критики и коллеги не скупятся на восторженные отзывы о нем:
«Аристократический жест, тончайшая поэтическая чуткость»
— GB Opera Magazine.
«Настоящий интеллектуал, свободно владеющий техникой дирижирования, с выраженным чувством звука и стиля»
— британский дирижер Колин Меттерс
— «Кочановский подтвердил свое место среди великих дирижеров современности»
— Diapason Magazine.
Вечер в Зале Чайковского откроет Четвертый фортепианный концерт Рахманинова – одно из немногих произведений, написанных композитором после отъезда из России. Стилистически этот опус близок раннему рахманиновскому творчеству, в особенности фортепианным прелюдиям, финалу Первого концерта. Но виртуозный блеск солирующей партии, масштабность формы, детали фактуры выдают Рахманинова – зрелого мастера. Одна из отличительных черт концерта – ностальгический тон, доминирующий в крайних частях и отступающий лишь в лирическом центре произведения – пасторальном Largo.
Сольную партию исполнит пианист Александр Гиндин – не только блестящий виртуоз, но и известный исследователь, музыкант широкого кругозора, совмещающий игру на рояле с руководством ансамблем «Эрмитаж». В отличие от большинства коллег, Гиндин предпочитает исполнять первые, мало кем востребованные редакции рахманиновских концертов, и предстоящее выступление не станет исключением.
Программу продолжит симфоническая поэма Рахманинова «Остров мертвых». Она написана под впечатлением от одноименной картины швейцарского художника Арнольда Бёклина, изобразившего лодку Харона (в древнегреческой мифологии – перевозчика усопших через реку Стикс в царство мертвых) перед мрачным островом в кипарисах, скалы которого зияют зловещими дырами склепов.
Музыкальными средствами композитор воссоздает зрительный образ, неподвижный по своей природе, проводя слушателя на место мистического перепутья миров. В партитуру он вводит тему церковного хорала Dies irae («День гнева») – один из важнейших мотивов во всем творчестве Рахманинова, пророчащий неотвратимость Страшного суда.
Завершит концерт Седьмая – последняя – симфония Сибелиуса, крайне редко звучащая в столичных концертных залах. Созданная в виде одночастной поэмы, партитура вбирает в себя традиционные части симфонического цикла. Общую концепцию сочинения автор определил как «Радость жизни и жизнеутверждение с аппассионатной вставкой», намереваясь завершить его «эллинским рондо», олицетворяющим пробуждение сил природы. На премьере в Стокгольме сочинение исполнялось как Симфоническая фантазия № 1, но перед публикацией партитуры Сибелиус изменил жанровое обозначение.
Пресс-служба МГАФ