Премьерой оперы “Дон Карлос” отмечает Большой театр России 200-летний юбилей великого итальянского композитора Джузеппе Верди.
“Несмотря на уход главного дирижера – музыкального руководителя ГАБТа Василия Синайского, премьера “Дона Карлоса” состоится в ранее объявленный срок – 17 декабря”,
– сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе Большого театра. Здесь также подтвердили, что генеральная репетиция спектакля пройдет 15 декабря.
Напомним, что Василий Синайский написал заявление об уходе по собственному желанию 2 декабря и был освобожден от занимаемой должности с 3 декабря, ровно за две недели до премьеры оперы “Дон Карлос”, где он являлся дирижером-постановщиком. Однако это обстоятельство, как выясняется, не повлияло на судьбу спектакля.
Впрочем, “Дон Карлосу” к подобным перипетиям не привыкать. На своем веку он пережил немало катаклизмов. Достаточно сказать, что эта опера, одна из самых масштабных у Верди, своеобразный рекордсмен по количеству переделок.
Начиная с 1866 года композитор возвращался к ее партитуре несколько раз, пока в 1886 году не создал окончательный, четвертый по счету вариант, который впоследствии был оценен по достоинству и завоевал заслуженную популярность.
История постановок “Дон Карлоса” в Большом театре невелика. Впервые опера была представлена здесь 2 ноября 1876 года силами Итальянской труппы. Спектакль выдержал десять представлений, после чего “Дон Карлос” надолго выпал из репертуара Большого.
В следующий раз он появился на афишах театра по инициативе Федора Шаляпина, 10 февраля 1917 года прошел единственный спектакль с участием великого русского певца.
Третья постановка была осуществлена в год 150-летия со дня рождения Верди, премьера состоялась 25 октября 1963 года – спектакль режиссера Иосифа Туманова и художника Вадима Рындина оставался в репертуаре на протяжении 25 лет.
И вот теперь в честь 200-летия Верди, которое в этом году широко отмечается по всему миру, новое прочтение “Дон Карлоса” в Большом предлагает маститый британский режиссер Эдриан Ноубл. Сценографию спектакля создал известный немецкий художник Тобиас Хохайзель.
А его молодой соотечественник и коллега Мориц Юнге стал автором костюмов. Иностранную команду создателей спектакля в Большом театре дополняют два молодых зарубежных дирижера – Роберт Тревиньо и Джакомо Сагрипанти, – которые попеременно будут управлять оркестром.
Интернационален и состав исполнителей. Так, в партии Филиппа II выступят солист ГАБТа Дмитрий Белосельский и польский бас Рафал Шивек.
В образе Дон Карлоса предстанут один из лучших молодых итальянских теноров, последний ученик Лучано Паваротти Андреа Каре и мексиканский певец Гектор Сандоваль.
Елизавету поют молодые звезды Большого театра Вероника Джиоева и Анна Нечаева. В партии Родриго заняты солист ГАБТа Эльчин Азизов и постоянно сотрудничающий с Большим театром баритон Игорь Головатенко.
В Великого инквизитора перевоплотятся британский бас Мэтью Бест и приглашенный солист ГАБТа Петр Мигунов. В роли Эболи блеснут международная звезда Мария Гулегина и Елена Бочарова – российская певица, с успехом выступающая на оперных подмостках США и Европы.
Премьерные представления “Дон Карлоса” пройдут на исторической сцене Большого шесть вечеров подряд, с 17 по 22 декабря.