Прима Большого театра, а ныне балетмейстер-репетитор, народная артистка СССР Марина Кондратьева, которой в пятницу исполняется 85 лет, отметит юбилей дважды: день рождения проведет в кругу семьи и друзей, а 13 февраля Большой театр даст в ее честь балет “Дон Кихот”, где в трех актах выступят три исполнительницы главной женской партии Китри – ученицы прославленной танцовщицы. Об этом в интервью корреспонденту ТАСС сообщила сама именинница.
“Так совпало, что у нас с Катей Максимовой (народная артистка СССР, балерина Екатерина Максимова (1939-2009) – прим. ТАСС) день рождения пришелся на 1 февраля, и сегодня ей исполнилось бы 80 лет.
Было решено, что сначала в Большом театре состоится концерт-посвящение Екатерине Максимовой, а мое 85-летие будет отмечено 13 февраля, как бы по старому стилю, да и дата у меня не круглая”,
– шутливо заметила Кондратьева.
По ее словам, она одобрила выбор балета “Дон Кихот” в качестве спектакля в честь своего юбилея.
“Дон Кихот” – это единственный балет классического наследия, который я сама никогда не танцевала, хотя мечтала всю жизнь”,
– призналась балерина.
Она рассказала, что в трех актах спектакля в главной женской партии выступят три разные исполнительницы, но все – ее ученицы.
“Это – солистки Большого театра Маргарита Шрайнер, Ольга Смирнова и прима Лондонского Королевского “Ковент-Гарден” Наталья Осипова”,
– перечислила Кондратьева.
“Все они замечательные, талантливые балерины, горжусь, что я их наставница”.
В свою очередь, Наталья Осипова высказалась в адрес своего педагога. Слова артистки приводятся на сайте Большого театра.
“Мне не просто повезло, что я оказалась ученицей Марины Викторовны”,
– написала Осипова.
“Это мой счастливый лотерейный билет. Возможно, не будь ее рядом со мной, моя творческая жизнь не сложилась бы или сложилась иначе.
У нее можно учиться, как себя вести не только на сцене, но и в жизни”.
Вся жизнь в балете
Марина Кондратьева родилась 1 февраля 1934 года в Ленинграде, в семье ученых-химиков.
“Никто из домашних не связывал мою жизнь с искусством”,
– рассказала юбилярша в интервью корреспонденту ТАСС.
“К тому же мои детские годы пришлись на военное лихолетье”.
Но, видимо, судьбе было угодно, чтобы в октябре 1943 года Марина поступила в Московское хореографическое училище, после окончания которого в 1952 году была принята в Большой театр.
“На выпускном экзамене сидели Ольга Лепешинская, Марина Семенова, Галина Уланова”,
– с волнением вспоминает Марина Викторовна. Среди этих звезд ей предстояло работать в главном театре страны.
“Тогда в Большом работали замечательный балетмейстер Леонид Лавровский, великолепный Асаф Мессерер”,
– добавляет Кондратьева.
За 28 лет, отданных сцене Большого театра, она исполнила почти все ведущие партии классического репертуара, среди которых Жизель, Золушка, Одетта-Одиллия, Джульетта, Аврора.
Когда в ГАБТ пришел Юрий Григорович и поставил свой первый балет “Каменный цветок”, то в нем Кондратьева танцевала вместе с прославленной Майей Плисецкой. Ее партнерами были знаменитые Николай Фадеечев, Михаил Лавровский, Юрий Владимиров.
Часто она выступала с Марисом Лиепой, и, по общему признанию, это был потрясающий дуэт.
Но едва ли не самый лестный отзыв о ней принадлежит великому хореографу Касьяну Голейзовскому, который сказал:
“Если бы Терпсихора существовала в действительности, воплощением ее была бы Марина Кондратьева. Не знаешь и не можешь уловить, когда она опускается на землю”.
Есть в биографии Марины Кондратьевой и поистине историческая страница: она участвовала в самых первых зарубежных гастролях балета Большого театра, состоявшихся в 1956 году в Лондоне.
А в 2006 году она вновь пережила триумф полувековой давности. Большой балет был приглашен в британскую столицу, чтобы отметить юбилей тех легендарных гастролей. Правда, на сей раз на сцене “Ковент-Гардена” с блеском представили свое мастерство ученицы Кондратьевой.
“Проблема ухода со сцены для меня не существовала”,
– замечает Марина Викторовна.
“Я хорошо осознавала, что вечно танцевать невозможно. Мне очень хотелось быть педагогом и остаться в театре”.
Общий стаж творческой деятельности Кондратьевой в Большом театре уже насчитывает без малого семь десятилетий, из них почти 40 лет она находится на преподавательском посту, и, значит, ее жизнь в балете продолжается.
Ольга Свистунова, ТАСС