6 декабря 2023 года на сцене Зала Чайковского – одна из важнейших премьер филармонического сезона: впервые в России будет представлен балет «Opera» Леонида Десятникова.
Оркестр La voce strumentale Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина. Дирижер – Дмитрий Синьковский
Солисты – Надежда Павлова (сопрано), Диляра Идрисова (сопрано), Яна Дьякова (меццо-сопрано), Сергей Годин (тенор). Ведущий – Ярослав Тимофеев.
Партитура предназначена для оркестра и трех голосов; по словам композитора, «Opera»» – «балет без фабулы, путеводитель по ариям, обязательным для итальянской opera seria».
Для Десятникова это своего рода переосмысление наследия Пьетро Метастазио – легендарного драматурга, на чьи либретто писали оперы Глюк, Вивальди, Моцарт, Гайдн и другие, а также Георга Фридриха Генделя. Избранные арии из его опер прозвучат во втором отделении концерта.
Оркестром La voce strumentale Нижегородского театра оперы и балета дирижирует Дмитрий Синьковский.
100 лет назад, в июне 1923 года, в Париже впервые прозвучала «Свадебка» Стравинского – «русские хореографические сцены с музыкой и пением».
90 лет спустя, в декабре 2013-го, в миланском театре Ла Скала состоялась мировая премьера балета «Opera» Леонида Десятникова, ведущего российского композитора, в хореографии Алексея Ратманского.
Леонид Десятников: «Почему вы решили, что я дезориентирую слушателя?»
К десятилетию этого события «Opera» впервые будет представлена российскому слушателю под управлением Дмитрия Синьковского – главного дирижера Нижегородского театра оперы и балета.
Как утверждает Десятников, именно благодаря «Свадебке» балет, в котором постоянно поют, перестал восприниматься как соединение несоединимого. Партитура его балета «Opera», написанная для небольшого оркестра и трех солистов, состоит по преимуществу из арий на тексты Пьетро Метастазио, одного из величайших драматургов в истории оперы.
К многочисленным либретто Метастазио обращались десятки композиторов – среди них Гендель, Вивальди, Хассе, Перголези, Глюк, Моцарт, Гайдн, Керубини, Чимароза, Паизиелло, а также Дмитрий Бортнянский и Максим Березовский. Фрагменты различных либретто Метастазио легли и в основу балета «Opera».
«Моей первоначальной идеей было сделать перечень, своего рода путеводитель по ариям, обязательным для итальянской opera seria,
– рассказывает Леонид Десятников.
– И так, по ходу дела, я формировал свое собственное либретто… сознательно исключив те, что были положены на музыку Генделем, Вивальди и Моцартом, чтобы избежать ненужных сопоставлений. Мы хотели сделать балет без фабулы. Каталог, и все. Некий дайджест, или даже комикс, на темы opera seria».
Среди композиторов, писавших музыку на либретто Метастазио, главный ориентир для Десятникова – Гендель.
«Я понимал, что за пределы «Генделя» выходить не буду,
– объясняет Десятников.
– Это потрясающая, гениальная музыка. «Opera» – не рациональная стилизация, а, если хотите, непосредственное изъявление чувств, как у народного сказителя. Разумеется, диссонансов у меня несколько больше, чем у Генделя. Но цель – исчезнуть, перевоплотиться в «Генделя», присвоить его».
О том, до какой степени удалось это перевоплощение, и расскажет предстоящий концерт: вслед за российской премьерой балета «Opera» публика услышит арии из опер Генделя в исполнении ведущих солистов отечественных театров.
Пресс-служба Московской филармонии