Фестиваль “Музитектура” в Санкт-Блазиен (Германия) предлагает молодым музыкантам новую модель профессионального общения с выдающимися музыкантами, исполнителями и педагогами.
Их мастер-классы включены в контекст солидного концертного цикла, привлекательного для самой требовательной публики.
По замыслу организаторов, на этом фоне даже урок с мэтром может сыграть роль концертного выступления и эффектно представить его ученика публике. С этой целью образовательная программа дополнена конкурсом. Его участники получают и денежные премии, и возможность сольных выступлений в Германии: непосредственно в Санкт-Блазиен, а также Берлине, Лейпциге и Гамбурге.
Участники фестиваля “Музитектура” – выдающиеся музыканты и авторитетные педагоги: Виктор Третьяков, Юдит Ингольфссон и Петру Мунтяну (скрипка), Давид Герингас и Вольфганг Бёттхер (виолончель), Вильфрид Штреле (альт), Владимир Ступель, Марчелло Аббадо и Михаил Александров (фортепиано), певица Ольга Романько (сопрано). В программе 14 концертов и 10 мастер-классов. Время проведения с 3 по 16 февраля этого года.
Не имеющая пока аналогов концепция фестиваля “Музитектура” призвана создать максимально благоприятные условия для встречи начинающих музыкантов с опытными педагогами. Продолжительные интенсивные занятия пройдут на фоне повышенного внимания публики, заинтересованной увидеть работу корифеев в двух ипостасях, исполнительской и педагогической.
Идея такого формата принадлежит художественным руководителям фестиваля “Музитектура”, молодым музыкантам Федору Елесину (виолончель) и Алине Кабановой (фортепиано), выступающим в ансамбле «Бетховен-дуэт». Они получали образование в России, где успели прославиться как «особо одаренные дети», завершали учебу в Германии и здесь же начали исполнительскую карьеру.
С дебютом в Карнеги-Холл их востребованность вышла на новый уровень. Свой опыт впечатляющего старта они вкладывают в создание учебно-концертного пространства, где совершенствование и первый контакт с педагогом должны стать и первым шагом в артистической карьере.
Новое мышление обусловлено новым положением дел, когда «русская ниша», оставаясь в музыкальной жизни Запада привычной и традиционной, становится все более конкурентным направлением, а бренд «русской школы» уже и не нов, и не столь многообещающ.
На первый план выходит универсальная исполнительская убедительность, в то же время, уводящая в сторону от устоявшегося тренда, важно не заявить свою национальную самобытность, а предъявить ее публике непосредственно «лицом». Помимо таланта и подготовки, это требует заражающих зал эмоциональной открытости и интенсивной креативности.
Фестиваль “Музитектура” – опыт интеркультурного пространства, призванного непосредственно убеждать и педагога, и слушателя. Здесь встретятся выдающиеся музыканты разных стран, включая Россию, и предстанут в качестве представителей богатых традицией и утвердившихся в мире исполнительских школ, а также именитые профессора, воспитатели лауреатов и определяющие конкурсную политику. Доцентский состав фестиваля – широчайшая палитра оттенков музыкальных личностей, за каждой из которых открывается свой особый путь в музыке.
Виктор Третьяков (скрипка) и Давид Герингас (виолончель) – звезды исполнительской сцены, воспитатели нескольких поколений видных музыкантов, представители русской школы в ее классическом понимании, вышедшие из легендарных классов Ю. И. Янкелевича и М. Л. Ростроповича в Московской консерватории. Так как оба давно живут в Германии, их проще и естественнее встретить именно здесь.
Виолончелист Вольфганг Бёттхер и альтист Вильфрид Штреле – члены Берлинского филармонического оркестра под руководством Герберта фон Караяна, концертмейстеры групп и участники всех камерных ансамблей оркестра: Квартета Томаса Брандиса, Секстета, Октета и Камерного оркестра Берлинской филармонии. Бётхер, кроме того, выступал и как теоретик с книгой по истории инструмента «Виолончель» (1996, 2-е издание 2005).
Юдит Ингольфссон, скрипачка из Исландии, учившаяся в США у Я. Бродского, и Владимир Ступель, пианист, закончивший МГК в классе Е. Малинина и в 1980-х обосновавшийся во Франции, – сегодня сложившийся дуэт. В своем концерте на фестивале они представят только что записанную ими программу Г. Форе.
Ингольфссон очень активно выступала в США с множеством симфонических оркестров, в сольных и камерных программах, и параллельно с успехом преподавала, получив пять лет назад приглашение на профессорскую должность в Штутгарт. Ступель – виртуоз, до конца вовлеченный в широчайшую концертную активность как пианист и дирижер с ведущими европейскими и американскими оркестрами, неожиданными камерными программами, пластами современной музыки. Престижных премий удостаивались его полные записи всего фортепианного Шенберга и всех сонат Скрябина.
Марчелло Аббадо, принадлежащий к известнейшей в мире музыки семье, своей деятельностью дает пример универсальной разносторонности и всеохватности. Как пианист он владеет репертуаром от Баха до Прокофьева, исполнитель всех 27 концертов Моцарта (с Венским филармоническим оркестром). Он же – один из наиболее часто исполняемых современных композиторов Италии, сочиняющий для солистов (скрипка, фортепиано) и ансамблей различных составов, а также симфонии и балеты. Аббадо рано начал и педагогическую карьеру, с 1960-х возглавляя консерватории в Пьяченце и Пезаро и в итоге став многолетним главой Миланской консерватории имени Дж. Верди.
Петру Мунтяну, профессор скрипки Центра Леопольда Моцарта в Университете Аугсбурга, – одно из самых громких имен в скрипичной педагогике. Его ученики звезда первой величины Байба Скриде и артисты оркестров Берлинской и Венской филармонии, Баварского Радио, концертмейстеры многих других коллективов. Он воспитатель большого числа лауреатов, активный деятель международного конкурсного процесса, присутствующий в жюри ведущих конкурсов во всем мире (Конкурсы Чайковского, Венявского, Энеску, Баха, Паганини, Королевы Елизаветы и др.).
Пианист, педагог и просветитель Михаил Александров – значительное имя в области организации центров поддержки талантов, фестивалей, конкурсов и продвижения их лауреатов. Особенно успешен Международный конкурс юных пианистов имени Ф. Шопена, многие из лауреатов которого уже давно известные «взрослые» звезды. Его многочисленные концертные поездки сочетаются с высокой востребованностью его мастер-классов в ведущих музыкальных вузах мира.
Студентов-вокалистов ждет встреча с давно уехавшей из России Ольгой Романько. В конце 1980-х примадонна Большого театра, с тех пор она стала по всему миру востребованной исполнительницей главных ролей в первую очередь наиболее популярного итальянского репертуара для лирико-драматического сопрано. Наиболее часто исполняемые ею роли – Аида и Тоска.
Возможность показать себя, получить уроки и рекомендации этих людей на фестивале “Музитектура” уникальна. Кто-то из них интенсивно концертирует, не имея времени на постоянное преподавание, а кто-то оставил преподавательскую деятельность в силу возраста. При этом квалификация музыкантов именно старшего поколения наиболее ценна, а методика обучения наиболее выверенна. Появление этих корифеев своих специальностей на мастер-классах заранее отслеживается теми, кто стремится программировать путь своего профессионального совершенствования, и само по себе имеет статус события, которое нельзя пропустить.
Фактор троякой коммуникации между студентом, педагогом и публикой, заложенный в основу фестивальной модели, в существенной мере определяется обстановкой места проведения. Фестиваль “Музитектура” проходит на базе международного колледжа, расположенного в здании старинного, основанного в 858 году монастыря с барочным собором. Концерты проходят в самом соборе и зале монастырской Коллегии.
Городок Санкт-Блазиен – тихий занесенный снегом горный курорт. Все здесь настраивает на неторопливый и неформальный разговор, на которые трудно рассчитывать при встрече с педагогом в его вузе при исполнении множества служебных обязанностей, где круг претендующих на внимание весьма широк. Вспомнив же о практически полной недоступности западноевропейского человека в частном пространстве, предлагаемый шанс для тесного общения с педагогами покажется исключительной удачей.
В таком месте единственной альтернативой работе может стать только активный отдых. В Санкт-Блазиен созданы для этого все условия: крытый бассейн, тренажерный зал, легкоатлетические сооружения под открытым небом. На возвышающейся над городом горе Фельдберг, наивысшей точке Шварцвальда (1493 метра), расположен горнолыжный центр. Для любителей верховой езды – конный двор. Прогулка по неспешно живущему городу с его камерными малолюдными кафе станет для жителя мегаполиса незабываемым переживанием тишины и уюта.
Вся информация на www.musitektur.com, на некоторые мастер-классы при регистрации до 20.01.2016 предоставляется 10%-процентная скидка.
Пресс-служба фестиваля “Музитектура”