Фестиваль современной музыки «Московский форум», основанный создателем Центра современной музыки Московской консерватории композитором Владимиром Тарнопольским, возник в начале 90-х годов, когда бóльшая часть российских композиторов, ассоциировавшихся с понятием «новая музыка», оказалась в эмиграции.
По словам Юрия Холопова, тогда «из России эмигрировала целая культура» — А. Шнитке, С. Губайдулина, Э. Денисов, Н. Корндорф, Е. Фирсова, Д. Смирнов, В. Шуть, Л. Грабовский, А. Раскатов и другие.
Не имея фактически никакой поддержки, «Московский форум» начал заново создавать современный звуковой ландшафт России и стал первым российским фестивалем, ориентированным на представление новейших направлений серьезной Новой музыки.
Первостепенная задача «Московского форума» — интеграция современной российской музыки в общеевропейский контекст. Поэтому фестиваль стремится представить широкую международную панораму новой музыки и пропагандировать музыку современных российских композиторов. Задача фестиваля — не угождать сложившимся вкусам широкой публики, а формировать их, создавать новые форматы.
Фестиваль проводят Московская консерватория им. П. И. Чайковского, Центр современной музыки Московской консерватории и Центр электроакустической музыки Московской консерватории.
Тема «Московского форума» 2021 года — “призрак будущего” — вскрывает структуру ДНК всех шестнадцати предшествовавших форумов. Это одновременно и археологическое, и футурологическое исследование сложных, противоречивых процессов, получающих отражение в сегодняшнем музыкальном искусстве.
Это и стремление заглянуть в будущее, в еще не вербализованные аспекты и потенциалы музыки, и попытка сформировать это будущее, сконструировать его возможные черты через настоящее.
Программа фестиваля 2021 года посвящена творческому осмыслению актуальных проблем нашего завтра, которые очевидны уже сегодня. Искусственный интеллект и экологический кризис, истощение ресурсов и демографические проблемы, постколониальный мир, молодежная субкультура, «новая этика» — эти и многие другие вопросы становятся ведущими темами актуального искусства, и музыка не является здесь исключением.
Единство творческого и научного подходов отражено в названиях программ, общим знаменателем которых стало слово ЛОГОС, понимаемое как единство интуитивного и рационального познания/чувствования. 5 дней — 5 программ:
FUTURO // LOGOS
TECHNO // LOGOS
ECO // LOGOS
SOCIO // LOGOS
COSMOS // LOGOS
Новый формат: Концерт — Дискуссия — Концерт
Отличительной особенностью фестиваля является стремление не просто представить панораму современного композиторского творчества, а переосмыслить сам формат концерта.
Программы состоят не только из новых образцов актуальной музыки, они включают в себя и дискуссии, которые проходят между исполнениями заявленных сочинений прямо в концертном зале — с участием музыкантов, философов и теоретиков искусства, социологов, критиков и культурологов.
Международные участники
На фестивале выступят два зарубежных коллектива: молодой швейцарский ансамбль Shockwave и французская мультимедийная группа LiSiLog. Швейцарский проект de/Saturation — это агрессивный вызов «академическому» европейскому авангарду со стороны рок-музыкантов и культуры андеграунда.
Каждый из участников проекта, помимо академического образования, имеет свой опыт неконвенционального творчества, а одним из ведущих артистов концерта станет легендарный ударник, лауреат «Грэмми» Морган Огрен, которого в свое время пригласил в свой ансамбль Фрэнк Заппа. Французские музыканты в проекте Light ProjectionS исследуют такие тончайшие материи, как взаимотрансформации звука и света, взаимопереходы, движения и звучания.
Само пространство зала музыканты рассматривают как невидимую клавиатуру, каждая клавиша которой запрограммирована на особую индивидуальную сонорику и приводится в действие хореографическими движениями танцора или музыканта.
Российские участники
С российской стороны в концертах примет участие базовый ансамбль «Московского форума» «Студия новой музыки», который выступал на самых известных площадках мира — в Большом зале Московской консерватории и Берлинской филармонии, в венском Konzerthaus и парижском Cite de la Musique, в Санкт-Петербургской филармонии и венецианском театре «Малибран», а также во многих других крупнейших залах.
Фестивальная программа «Студии» — это своего рода творческое исследование темы социальной критики в современной музыке, от иронии над самодовольными буржуа в немом фильме Жана Виго À propos de Nice (1929) с «живой музыкой» Франсуа Париса (2005) до «звукового расследования» одной из первых хакерских атак на телевидение в пьесе Мауро Ланца The 1987 Max Headroom Broadcast Incident (2017).
Как и на прошлых фестивалях, в концертах этого года будет представлена целая плеяда молодых российских солистов – Алена Верин-Галицкая (сопрано), Юлия Мигунова (виолончель), Алексей Потапов (электрогитара), Венедикт Пеунов (баян), Игнат Красиков (кларнет, саксофон) и лауреат XIV Международного конкурса исполнителей современной музыки в Орлеане 2021 года Дмитрий Баталов (фортепиано). Завершит фестиваль программа, подготовленная Центром электроакустической музыки Московской консерватории (ЦЭАМ).
Образовательная программа
Традиционно в рамках фестиваля пройдет дневная образовательная программа. Накануне открытия, 10 октября, в ЦЭАМ состоится мастер-класс французского музыканта-визионера Жана Жоффруа. В рамках воркшопа композиторам, исполнителям и танцорам будет предложено создать мультимедийные композиции с использованием специальной технологической платформы Light Wall System.
11 октября состоятся лекции руководителя музыковедческого факультета Лионского университета Мюриэль Жубер и известного исследователя звуковой культуры XX века Андрея Смирнова, лауреата премии «Инновация» 2021 года.
Вера Жеслин, президент ассоциации LiSiLog, представит мультимедийные проекты французского коллектива, а с 11 по 30 октября в Галерее «Граунд Солянка» в рамках выставки C.CUT-UP! будут демонстрироваться интерактивные инсталляции известного французского саунд-артиста и музыкального информатика этой ассоциации Кристофа Лебретона alias Zakahamida.
С 12 по 16 октября Конференц-зал консерватории откроет двери для участников III Всероссийского семинара молодых культурологов и музыкальных критиков (в сотрудничестве с порталом о новой музыке Stravinsky.online, объявленным лауреатом премии «Резонанс» 2021 года).
Спикерами семинара станут наиболее перспективные молодые критики и исследователи культуры. Среди них: Евгений Былина (издательство «Новое литературное обозрение», Школа дизайна ВШЭ), Элина Андрианова (журнал «Музыкальная академия»), Екатерина Василёва (Оперная лаборатория «Кооперация»), Анастасия Антоненкова и другие. С лекциями также выступят гости вечерней дискуссионной программы.
Пресс-служба фестиваля “Московский форум”