27 марта 2019 в Итальянском дворике ГМИИ им. Пушкина открывается Фестиваль современной английской музыки, приуроченный к выставке «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа».
Этот международный музыкальный форум является частью Года музыки Великобритании и России 2019, проводимого Отделом культуры и образования Посольства Великобритании в Москве.
Первый концерт Фестиваля, получивший название «Mad songs», посвящен одному из самых неординарных жанров в музыкальной и поэтической культуре Англии – жанру «безумных песен».
Интерес к нему возник в связи с появлением жестокого лондонского развлечения, приобретшего популярность в XVII веке: госпиталь Св. Марии Вифлеемской, или Бедлам (сокращение английского Bethlehem) – лондонскую больницу для умалишенных – превратили в настоящий импровизированный театр, открыв для публичных посещений.
В искусстве тема безумия вызвала к жизни размышления об уязвимости человеческой души, для которой уход в мир грез оказывается единственно возможным способом защиты от безжалостной реальности.
В программу «Mad songs» вошли композиции эпохи расцвета жанра – песни Джона Экклза, братьев Генри Пёрселла и Даниэля Пёрселла и их современников, – а также предельно экспрессивный опыт обращения к mad songs в XX веке – «Восемь песен безумного короля» (1969) сэра Питера Максвелла Дэвиса.
Исполнители – российские и европейские музыканты с международной известностью: английский баритон, один из самых авторитетных интерпретаторов современной вокальной музыки Маркус Фарнсворт, австрийская певица, основатель и художественный руководитель ансамблей Basiliensis и «Бах-консорт» Юлия Микконен, профессор Московской консерватории клавесинистка Ольга Филиппова, Московский ансамбль современной музыки (МАСМ).
Mad songs эпохи Реставрации – развернутые песни-баллады, похожие на небольшие оперные сцены, требующие от артиста не только вокального мастерства, но и выдающихся актерских способностей. Многие из этих сочинений создавались специально для «поющих» актрис того времени, в числе которых знаменитые Энн Брейсгердл и Летиция Кросс.
Жанр был напрямую связан с расцветом музыкально-театральных направлений в Британии – театра масок, семи-оперы и других. Один из первых образцов музыкальной баллады в стиле mad songs – «Bess of Bedlam» – принадлежит Генри Перселлу (1659 – 1695); один из последних – драматургу, поэту и театральному композитору Генри Кери (1687 – 1743).
Обращение к mad songs можно встретить в английской культуре и в XX веке. Один из подобных примеров – «Восемь песен безумного короля» (1969) – прозвучит во второй части программы. Эта монодрама сэра Питера Максвелла Дэвиса на либретто Рэндольфа Стоу, основанная на подлинных текстах монологов «безумного монарха» Георга III, записанных придворной экономкой Фэнни Берни.
Замысел сочинения возник под воздействием визуального импульса – увиденного авторами миниатюрного ручного механического органчика, игравшего восемь мелодий. К инструменту прилагался обрывок бумаги, который гласил, что некогда «этот орган принадлежал Георгу III, дабы (он мог) обучать птиц пению».
Главная особенность сценического действа в сочинении Дэвиса заключается в том, что композитор выводит на сцену инструменталистов, по-актерски взаимодействующих с главным персонажем. Играя роли своего рода «проекций» слов и музыки короля, музыканты становятся воплощением мира его души.
Яркие постановочные моменты, предписанные автором, позволяют отнести «Восемь песен» к области инструментального театра – одного из самых интересных и актуальных музыкально-театральных направлений XX века.
Фестиваль продлится до конца апреля. Билеты на концерты можно приобрести на сайте ГМИИ им. Пушкина и в кассах музея.
Пресс-служба Фестиваля современной английской музыки