Мировая премьера оперы Николая Сидельникова “Бег” по одноименной пьесе Михаила Булгакова состоится 29 апреля 2010 в Камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра.
Театр Покровского продолжает традицию, заложенную его великим основателем, и выполняет роль лаборатории и первооткрывателя современной оперы.
Режиссером-постановщиком выступила Ольга Иванова, дирижером Владимир Агронский, авторами художественного образа – Виктор и Мария Вольские.
В опере занято рекордное для этой камерной сцены число участников и использованы последние достижения в области сценографии.
Пьеса “Бег” сыграла роковую роль в судьбе Булгакова, став началом крушения его театральной судьбы. Писатель работал над этой пьесой два года с 1926 по 1928, неоднократно переделывая текст.
В январе 1928 года во МХАТе в присутствии Станиславского состоялась читка первой редакции пьесы под названием “Рыцарь Серафимы”, а в октябре был подписан договор с театром на ее постановку с уже новым названием “Бег”. Но затем в газете “Известия” появилась статья с призывом “ударить по булгаковщине”, и Сталин подверг критике пьесу, которая, по его словам, была “проявлением попытки вызвать жалость, если не симпатию к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины” и тем самым “оправдать или полуоправдать белогвардейское дело”.
После такого отзыва Сталина судьба пьесы была предрешена и впервые “Бег” увидел свет рампы лишь в 1956 году после смерти “отца народов” и разоблачения “культа личности” , да и то не в Москве, а в Волгограде.
Позднее режиссеры Алов и Наумов сняли свой знаменитый фильм “Бег” с такими выдающимися артистами, как Михаил Ульянов, Евгений Евстигнеев, Алексей Баталов, Владислав Дворжецкий.
Автор музыки, Николай Сидельников, кроме “Бега” написал еще оперы “Аленький цветочек” и “Чертогон”, балет “Степан Разин”, шесть симфоний, три оратории, много хоровой, инструментальной и камерной музыки. Но его судьба тоже сложилась не очень удачно – произведения этого выдающегося композитора не были по достоинству оценены на Родине и чаще исполнялись за рубежом, чем в России.
Опера “Бег” была поставлена уже после смерти Сидельникова. Возможно, причина заключалась в чрезмерной протяженности музыкального произведения. Булгаковская пьеса была практически дословно положена на музыку, и это делало невозможным ее исполнение в один вечер.
Ученик композитора Кирилл Уманский сделал редакцию авторской партитуры для камерного состава оркестра, не нарушая драматургии оперы и сохраняя форму “снов” – как и у Булгакова в опере их восемь – по четыре в каждом действии.