13 октября 2018 на сцену Концертного зала имени П. И. Чайковского выйдут Московский камерный хор, государственный оркестр кинематографии Сергея Скрипки, солистка Большого театра Вероника Джиоева и рок-исполнители – Андрей Лефлер, Максим Леонов.
Исполнением Мессы «Девять шагов к Преображению» Московский камерный хор откроет свой 46-й концертный сезон, в котором создателю и бессменному руководителю коллектива В. Н. Минину исполнится 90 лет.
“Отличительная черта его хора – это редкостная интонационная точность, строй. Я – человек, воспитанный в студиях, и меня это настолько испортило, что на концертах я слышу все неточности. Хор Минина держит строй невероятно! Начинают в тональности и заканчивают в ней же. В a’capella это редкий случай — многие хоры «съезжают» или завышают. Свиридов «дошел» до меня только после того, как я услышал «Поэму памяти Есенина» и одну из кантат в исполнении мининцев. Кажется, это была запись юбилейного концерта. Их исполнение захватило!”
– говорит Эдуард Артемьев.
Работу над «Преображением» Эдуард Артемьев начал во второй половине восьмидесятых годов. После нескольких написанных номеров автор отложил партитуру почти на 30 лет (!) и вернулся к ней только в этом году.
«Девять шагов к Преображению» – несколько вольная интерпретация канонической мессы. Тут не нарушен классический канон. Некоторые вещи я опустил, переставил части: Sanctus поставил в финал»,
– рассказывает композитор.
Новое сочинение исполняется не в аскетичной манере, свойственной этому жанру, а с использованием синтезаторов и рок-группы.
«Мне симфонического оркестра мало. Мне нужен «саунд», который придумали рок-музыканты, мой любимый саунд. Сияющий, могучий. Нужна мощь, экспрессия, которой часто не достает в оркестре»,
– говорит Артемьев.
Опыты со звуком Артемьев проводил в Московской экспериментальной студии электронной музыки ещё в конце 60-х. По словам композитора, смешивать «живые» (оркестровые) и «неживые» синтезаторные звуки он начал еще до того, как эта практика укрепилась в Голливуде (где Артемьев проработал несколько лет).
«Для меня недостаточно написать мессу только для хора, как это делали церковные композиторы Архангельский, Кастальский. Синтезатор — величайшая машина. Я считаю, что у этого инструмента возможностей больше, чем у струнных. И я учитываю, что «Девять шагов к Преображению» будет играться «вживую» — под руку дирижера».
Артемьев любит богатое разнообразие тембров. По его мнению, такой подход, несмотря на строгий жанр мессы, подкреплён опытом классиков:
«Уже у Моцарта и Верди преобладала (в такой музыке – прим.) чувственная сторона. Когда чувства выходят на первый план – это и есть проявление “светскости».
Московский камерный хор известен в мире благодаря искусным интерпретациям русской духовной музыки. О многом говорит тот факт, что продюсер японской телерадиовещательной корпорации NHK назвал «эталонными» записи “Литургии Св. Иоанна Златоуста” и “Всенощного бдения” С. Рахманинова в исполнении Московского камерного хора.
Профессионализм и узнаваемый почерк коллектива объясняется и тем фактом, что Владимир Минин создал собственный хор только в 43 года (в 1972 году), успев поработать со множеством известных хоровых коллективов. Сегодня в активе «Минин-хора» свыше 50 записанных CD (в том числе на всемирно известной фирме Deutsche Grammophon).
За музыкальную сторону «9 шагов…» в основном отвечает Государственный оркестр кинематографии, с которым Эдуард Артемьев сотрудничает с 1964 года. С возглавившим его в 1993 году Сергеем Скрипкой, Артемьев работает со времен картины «Лимита», вышедшей годом позже.
Большая часть написанной с тех пор Артемьевым музыки записывалась оркестром под руководством маэстро. В числе совместных работ композитора и дирижера — запись музыки к фильмам «Утомлённые солнцем», «Мама», «Легенда № 17», «Солнечный удар», музыки к сериалу «Доктор Живаго».
Пресс-служба Московского камерного хора