Конец юбилейного сезона в Мариинском театре станет стартом для масштабного обновления — знаменитая тетралогия Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга» будет представлена в новых световых решениях Глеба Фильштинского и видеодекорациях студии «Шоу Консалтинг».
27 июля и 3 августа 2023 года прозвучат первые две части монументальной эпопеи: «Золото Рейна» и «Валькирия». За дирижерский пульт встанет Валерий Гергиев — один из ярчайших современных интерпретаторов вагнеровской музыки.
В главных партиях в «Золоте Рейна» выйдут Роман Бурденко, Евгений Никитин, Анна Кикнадзе, Михаил Векуа, Вадим Кравец и Злата Булычёва.
Мировая премьера тетралогии «Кольцо нибелунга» состоялась 14 августа 1876 года в Байройте (Германия) в специально построенном театре, который впоследствии стал домом для ежегодного фестиваля музыки Рихарда Вагнера. Когда-то композитор намеревался ограничиться одним-единственным представлением «Кольца нибелунга», обрушив на зрителей всю мощь великого сочинения, после чего построенные на берегу Рейна подмостки предполагалось разобрать, а партитуру — сжечь. Этого не случилось, но четырехчастная музыкальная эпопея навсегда осталась сочинением с особым статусом.
Первое «Кольцо нибелунга» в Мариинском театре было поставлено с 1900 по 1905 год под руководством легендарного дирижера Эдуарда Направника. Тогда оно звучало на русском языке. Монументальная тетралогия присутствовала на афишах театра до Первой мировой войны — после ее начала все немецкие оперы были исключены из репертуара.
Почти сотня лет прошла, прежде чем российская публика смогла вновь услышать это грандиозное сочинение. В 2003 году по инициативе Валерия Гергиева «Кольцо нибелунга» вернулось на мариинскую сцену, став настоящим прорывом российского музыкального театра и окончательно утвердив Мариинский в числе лучших оперных домов мира.
Автором концепции выступил сам Валерий Гергиев в соавторстве с художником-постановщиком Георгием Цыпиным. Художником по костюмам стала Татьяна Ногинова, художником по свету — Глеб Фильштинский. В результате получились четыре постановки, полностью соответствующие широте вагнеровской мысли: сценическое пространство приобрело космический масштаб и вневременные координаты, лишив «Кольцо» опознавательных знаков конкретных эпох и наделив его чертами универсального мифа, который впитал в себя элементы самых разнообразных культур.
«Кольцо нибелунга» в постановке Мариинского театра было с грандиозным успехом показано во многих странах Америки, Европы и Азии, а также получило признание на родине Рихарда Вагнера — в Германии. На собственном лейбле Мариинского театра были выпущены «Золото Рейна» и «Валькирия».
Спустя 20 лет было принято решение обновить «Кольцо нибелунга», обогатив его современными световыми решениями. Автор концепции обновления — Валерий Гергиев, режиссеры обновления — Кристина Ларина и Анна Шишкина, художник по свету — Глеб Фильштинский, производство видео — студия «Шоу Консалтинг».
Сегодня Мариинский театр был и остается единственным театром в России, где можно целиком услышать и увидеть грандиозную сагу Рихарда Вагнера. За прошедшие десятилетия Валерию Гергиеву удалось взрастить настоящий вагнеровский оркестр и целую плеяду вагнеровских певцов, а также подарить Мариинскому театру общепризнанный статус «дома Вагнера»: именно здесь собрана уникальная репертуарная коллекция, включающая в себя все зрелые оперы Рихарда Вагнера, которые исполняются целиком силами труппы театра.
Пресс-служба Мариинского театра