18 ноября 2018 на Малой сцене БДТ состоится премьера оперы Александра Маноцкого “52”.
Созданная специально для БДТ, камерная опера Александра Маноцкова «52» написана на основе произведения Льва Рубинштейна, одного из ведущих современных писателей-концептуалистов. Музыка, сам текст и видео образуют единую, неразделимую и многослойную партитуру спектакля, построенного по принципам Gesamtkunstwerk — произведения, вбирающего в себя другие виды искусства.
Александр Маноцков: «Есть надежда, что наши деятели культуры оборзеют немножко побольше»
Все 52 фрагмента текста «Все дальше и дальше» находят свое воплощение в таком же количестве музыкальных эпизодов оперы. Спектакль словно анализирует человеческую жизнь, применяя к ней универсальную музыкально-математическую формулу.
Перефразируя знаменитое выражение Рубинштейна «автор среди нас», можно сказать, что в спектакле «персонаж среди нас»: внеличностная строгая структура оказывается пространством для эмоционального переживания «от первого лица».
Александр Маноцков, композитор и режиссер:
«Я давно хотел сделать новую камерную оперу именно в БДТ, мы много об этом говорили с Андреем Могучим.
Артисты и инструменталисты в БДТ замечательные, с большим опытом работы с современной музыкой. Так что я мог работать без компромиссов и объяснительных приписок мелким шрифтом в программке.
Опера — это и есть «нормальный театр», и появление оперных работ в современном драматическом театре — это шаг естественный, ставший возможным в БДТ, поскольку энергия здесь сейчас вообще очень живая; так что наша работа, я надеюсь, вписывается в общий ход событий в театре».
Творческая группа:
Композитор, режиссер-постановщик, художник-постановщик — Александр Маноцков
Оператор-постановщик — Евгения Марченко
Музыкальный руководитель — Анна Вишнякова
Художник по свету — Станислав Свистунович
Исполнители:
Голоса — Виктория Артюхова, Анна Вишнякова. Инструменты — Елена Белкина (флейта), Александр Захаренко (кларнет), Владимир Розанов (аккордеон), Елена Раскова (скрипка).
Александр Маноцков – ученик А. Юсфина и В. Гайворонского. Автор инструментальных и вокальных сочинений, исполнявшихся в России и за рубежом.
Сочинения Маноцкова — в репертуаре Московского Ансамбля современной музыки, оркестра Musica Viva, оркестра «Новая Музыка» (Казань), ансамбля Opus Posth Татьяны Гринденко, ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» Андрея Котова, ансамбля N’Caged Арины Зверевой и других.
Александр Маноцков – автор нескольких опер, в том числе «Гвидон» («Золотая Маска» в 2011 году, номинация «Эксперимент») в театре ШДИ, Haugtussa (Rogaland Teater, Ставангер, Норвегия, 2011), The Four Quartets (E.O’Neill Centre, США, 2012), «Страсти по Никодиму» («Платформа», 2013), «Бойе» (Красноярск, Музей современного искусства, 2013), «Титий Безупречный» (Камерный музыкальный театр им. Покровского, 2015), «Снегурочка» (Новосибирск, театр «Старый дом», 2016, «Золотая маска» в номинации «Эксперимент»), «Requiem, или Детские игры» (2017, хор «Аврора», ММДМ) «Чаадский» (Геликон опера, 2017), «Сны Иакова, или Страшно Место», «Красный Сад» (Свияжский музей, Казань, 2018).
Александр Маноцков также работает в области пространственных инсталляций, музыкальных действ site-specific.
Как исполнитель (голос, дирижёр, виолончель, контрабас, перкуссия, народные и нетрадиционные инструменты) участвует в разнообразных составах, играющих старинную, современную, импровизационную музыку. Несколько дисков Александра Маноцкова вышли на лейбле Fancymusic.
С 2015 года партитуры Маноцкова издает голландское издательство Donemus.
Большой драматический театр был организован по инициативе писателя Максима Горького, актрисы и комиссара театров и зрелищ Марии Андреевой и первого художественного руководителя БДТ, поэта Александра Блока в 1918 году как «театр героической трагедии, романтической драмы и высокой комедии».
Особая эстетика и стиль БДТ сформировались под влиянием архитектора Владимира Щуко и художников из объединения «Мир искусства» Александра Бенуа, Мстислава Добужинского, Бориса Кустодиева — первых сценографов театра. Идеи основателей БДТ воплотились в работах Андрея Лаврентьева, Бориса Бабочкина, Григория Козинцева, Георгия Товстоногова — выдающихся режиссеров, работавших в театре в разные годы.
Сохраняя свое кредо на протяжении столетия, БДТ, которым сегодня руководит режиссер Андрей Могучий, ведет открытый диалог на темы, волнующие современное общество, поднимающие проблемы человека своего времени. Ежегодно на трех своих площадках — Основной и Малой сценах на набережной реки Фонтанки, 65 и Второй сцене на площади Старого театра, 13 — БДТ играет более 350 спектаклей, проводит лекции ведущих деятелей современного искусства и реализует собственные социально-просветительские проекты.
Пресс-служба БДТ