На сцену Большого театра впервые выйдет мадридский “Реал”.
Так называется знаменитый Королевский театр, расположенный в центре испанской столицы, который, кстати, у себя на родине популярен не меньше, чем одноименный спортивный клуб.
Только в отличие от футбольной команды труппа театра “Реал” еще ни разу не играла в Москве. Ее нынешний визит организован в рамках “перекрестного” Года Россия-Испания-2011.
Для первого знакомства испанцы выбрали один-единственный спектакль, который дадут трижды: сегодня вечером, а также 8 и 10 сентября.
Это сатирическая опера Курта Вайля и Бертольта Брехта “Возвышение и падение города Махагони”. Сценическая история этого произведения началась 9 марта 1930 года: его премьера состоялась в Лейпциге. В 1952 году оперу поставили в Нью-Йорке, в 1963 году – в Лондоне.
А 30 сентября 2010 года она впервые появилась на подмостках Мадридского Королевского театра “Реал”, где восторженно была принята публикой и высоко оценена прессой. И вот теперь испанскую версию увидят московские зрители.
Как выяснилось, эта опера никогда не шла в России. Специалисты утверждают, что в СССР она была запрещена, скорей всего, по политическим соображениям. И это обстоятельство добавляет интереса к предстоящим гастролям.
Сюжет либретто, написанного Брехтом, разворачивается в воображаемом городе Махагони, где царствуют деньги и индустрия удовольствия, а самым большим преступлением является бедность. По мнению режиссеров спектакля Алекса Олле и Карлуса Падрисса, “такая проблематика абсолютно созвучна современному миру”.
“Нашим обществом все больше овладевает коррупция, безнаказанность, и деньги становятся главным идолом”,
убеждены режиссеры. Символично, что действие созданного ими спектакля происходит на свалке, сложенной из мусора и отходов, олицетворяющих издержки цивилизации. Что же касается партитуры, то она представляет собой смесь традиционной оперы, джаза и атональной музыки. Дирижирует испанским оркестром известный российский маэстро Теодор Курентзис.
И все же особый вклад в создание этого спектакля, бесспорно, принадлежит новому худруку Мадридского Королевского театра “Реал” Жерару Мортье. Прежде в течение 10 лет возглавлявший Зальцбургский фестиваль, а затем более пяти лет – Парижскую Национальную оперу, он давно и по праву слывет одним из культовых деятелей современного музыкального театра.
Ныне свой талант Мортье являет в мадридском “Реале”, которым “рулит” с прошлого сезона. Примечательно, что его первым проектом на этом посту и стала постановка оперы “Возвышение и падение города Махагони”. Да и дружбе испанского “Реала” и Большого театра поспособствовал именно Жерар Мортье.
“Несколько лет назад я увидел в Большом театре замечательную постановку оперы Чайковского “Евгений Онегин” молодого режиссера Дмитрия Чернякова и сразу пригласил ее на гастроли в Мадрид.
Тогда же мы договорились с генеральным директором ГАБТа Анатолием Иксановым о том, что привезем наш спектакль в Москву. И вот мы впервые готовимся выступить на сцене Большого театра, что для нас – великая честь и одновременно огромная ответственность”,
– напомнил интендант “Реала”.
Впрочем, состоявшаяся в минувшее воскресенье генеральная репетиция неоднократно прерывалась аплодисментами зрителей и потому не оставила сомнений: доселе не известная москвичам опера Курта Вайля в исполнении мадридского “Реала” будет иметь успех. К тому же, аншлаг ей гарантирован. Как сообщили ИТАР-ТАСС в кассах, билеты на все представления испанцев давно проданы.
Этот театральный визит уже сейчас рассматривается как знаковое событие “перекрестного” российско-испанского года. Кстати, завершится он в декабре на сцене театра “Реал” гала-концертом звезд балета Большого и Мариинского театров.
Ольга Свистунова, ИТАР-ТАСС-Сибирь