1 июня 2014 в 17 часов в Концертном зале «На Кисловке» (Б. Кисловский пер., д.4) состоится концерт к 45-летию композитора Валерия Белунцова (1969-2006).
Валерий Белунцов — выпускник ЦССМШ и Московской консерватории.
Композитор, саунд-продюсер, радиоведущий, журналист, автор книг о музы-кально-компьютерных технологиях, стихов и прозы на нескольких языках.
Лауреат специального приза «За лучшую мини-драму» I международного фестиваля «Приз Останкино» (1994). Соавтор музыки к спектаклю «Смерть Полифема» — номинанта на премию «Золотая маска» (2006 г.). Лауреат I фестиваля «СТАМ» — современной тональной академической музыки (2007, посмертно). Безвременно ушел из жизни в возрасте 36 лет.
Творчество Валерия Белунцова трудно отнести как к академическому мейнстриму – «новой музыке», так и к неоромантизму, умеренному «консерваторскому» направлению или «третьему направлению». В каждом из его сочинений ощущается своеобразный, остро субъективный взгляд автора.
Искренность личного высказывания, нерв авторской речи, в целом не свойственные современной музыке, были для Белунцова важнейшим смыслом творчества. Привлечение для этого самого разного материала, нередко в заостренном виде, говорит о влиянии Г. Малера, одного из его любимых композиторов.
Отсутствие оглядки на «ситуацию в искусстве»— одна из причин того, что при жизни композитор не был принят многими, хотя нуждался в этом. Музыка его нередко считалась «странной», эмоционально перенасыщенной — не только «несовременной», но и «несвоевременной»…
Валерий Белунцов не стремился «преподнести» свою музыку, не имел организаторских способностей. При этом обладал сильным интеллектом и постоянным творческим горением. Поражают объемы написанного: около 600 музыкальных произведений (объединены посмертно в 250 опусов).
Возможно, свои главные, крупномасштабные работы — он так и не успел написать. Во множестве небольших по составу и продолжительности сочинений (более 100 камерных ансамблей, 50 электронных композиций, романсы, более 200 песен на собственные тексты, музыка к 70 радиоспектаклям) — искры Большого Таланта.
В концерте прозвучит музыка, написанная не только в разных жанрах, но и в различные периоды времени: интервал между самым ранним и самым поздним сочинением в программе составляет более 20 лет. Яркая и остроумная сюита «Маскарад» была задумана юным композитором в 10-летнем возрасте и закончена двумя годами позже.
Фортепианная сюита «La prima tristezza dopo un’annata di gioia», пьеса «Угасающий свет» для терменвокса (всего В. Белунцовым написано 12 сочинений для этого уникального электронного инструмента) и зингферс «Ancora sospirando» относятся к выпускным классам ЦССМШ.
Фортепианная пьеса «Сердце в клетке» написана в период прохождения армейской службы в г. Острогожске Воронежской обл. Одно из самых часто исполняемых сочинений композитора — виолончельная сюита «Пентаэдр», а также фортепианно-духовой квинтет «Дуга» и песня «Рыбак» представляют консерваторский период.
И, наконец, совершенно свободные от общепринятых стилевых ориентиров «современной музыки» Прелюдии для виолончели и фортепиано и электронная композиция «Мини-хайку» относятся к последнему 10-летию жизни композитора.
В концерте принимают участие лауреаты международных конкурсов, солисты и артисты московских оркестров: Государственного академического симфонического оркестра имени Е. Ф. Светланова, оркестра «Новая Россия», оркестра Большого театра России.
Накануне концерта вышел второй диск с музыкой Валерия Белунцова (не считая его изданных записей для радиотеатра и аудиокниг) – 24 прелюдии для виолончели и фортепиано. Играет знаменитый дуэт – лауреаты международных конкурсов Денис Шаповалов и Александр Вершинин. Диск будет представлен на концерте. К сожалению, исполнители, записавшие диск, сейчас на гастролях, но Прелюдии на концерте обязательно прозвучат!
Программа
I отделение:
Пентаэдр. Пять характерных пьес для виолончели
и фортепиано (1991).
1. Элегия 2. Скерцо 3. Вальс 4. Ария 5. Финал
Артист оркестра Большого театра России
Максим Золотаренко, виолончель,
Анастасия Егоренкова, фортепиано.
Маскарад, сюита для фортепиано в девяти частях (1981).
1. Интродукция, 2. Королева, 3. Волк, 4. Король,
5. Заяц, 6. Кошка, 7. Пират, 8. Незнакомка,
9. Полька весельчаков и Финал.
Анастасия Егоренкова, фортепиано.
Рыбак, баллада для голоса и фортепиано
на стихи Вадима Левина (1991).
ANCORA SOSPIRANDO (Еще вздыхая). Зингферс №40 на стихи автора (1990). Переложение для голоса и фортепиано
Алиса Курганова, сопрано,
Татьяна Буряшина, фортепиано.
Дуга для кларнета, тромбона, флейты и фортепиано в 4 руки (1990).
Солисты оркестра «Новая Россия» Артем Крылов, кларнет, Александр Иванец, тромбон, лауреат международных конкурсов Зоя Вязовская, флейта, фортепиано, Анастасия Егоренкова, фортепиано.
II отделение:
LA PRIMA TRISTEZZA DOPO UN’ANNATA DI GIOIA (Первая грусть после года радости). Сюита в четырех частях (1986):
1. Pioggia (Дождь),
2. Il sussurrare del bosco (Шелест леса),
3. La notte impazzita (Безумная ночь),
4. Lo sguardo invisibile al passato (Невидимый взгляд в прошлое).
Сердце в клетке, пьеса для фортепиано (1989).
Анастасия Егоренкова, фортепиано.
Пять прелюдий из цикла «24 прелюдии для виолончели и фортепиано» (1995–1996) № 3, 6, 13, 16, 21.
Лауреат международного конкурса, артистка ГАСО имени Е. Ф. Светланова Юлия Кабакова, виолончель
Анастасия Егоренкова, фортепиано.
Угасающий свет, для терменвокса и фортепиано (1986).
Лауреат международных конкурсов Олеся Ростовская, терменвокс,
Анастасия Егоренкова, фортепиано.
Мини-хайку – музыкальные иллюстрации к трехстрочным детским стихотворениям для одноименного радиоспектакля, режиссер Д. Николаев (2001).
Голоса в фонограмме: заслуженная артистка России Инна Агеева и Валерий Белунцов.
Дополнительная информация и аккредитация на концерт: [email protected].