
17 сентября 2022 года в Малом зале Московской консерватории Элеонора Карпухова исполнит избранные фортепианные опусы гениального русского композитора С. В. Рахманинова.
В 2023 году весь музыкальный мир отметит 150 лет со дня рождения С. В. Рахманинова. К этой знаменательной дате приурочено множество концертных программ, возрождён конкурс имени композитора. Несмотря на огромную популярность музыки Рахманинова, каждая возможность вживую соприкоснуться с его творчеством становится для исполнителя и слушателя уникальным событием. Первые слушатели были сражены сочетанием удивительной красоты, блестящей виртуозности и при этом задушевности высказывания, присущим индивидуальному стилю автора.
Наиболее значительной вехой в формировании творческого облика Рахманинова стало его обучение в Московской консерватории. Именно здесь он встретил Н. С. Зверева, открывшего ему всю полноту возможностей рояля, и получил от П. И. Чайковского восторженную оценку «5», окружённую плюсами, за свою выпускную работу — оперу «Алеко».
Круг жанров фортепианного наследия Рахманинова чрезвычайно широк. Многочисленные миниатюры, среди которых циклы прелюдий, музыкальных моментов и этюдов-картин, вариации, 2 сонаты, 4 концерта для фортепиано с оркестром и Рапсодия на тему Паганини, 2 сюиты для двух роялей — представляют широкую панораму рахманиновского пианизма. Именно на поприще фортепиано дарование Рахманинова раскрылось со всей силой, проявилось образное богатство замыслов композитора.
Вместе с тем насколько музыка Рахманинова оригинальна, настолько она далека от надуманности.
«Подлинная оригинальность зависит только от содержания. Композитор может воспользоваться всеми известными приёмами сочинения и написать произведение глубоко отличное и по стилю, и по мысли от всего, созданного до него, потому что он вложил в эту музыку свою индивидуальность и свои переживания»,
— писал Сергей Васильевич.
Будущий вечер посвящён исполнению двух опусов Этюдов-картин (op. 33 —1911, op. 39 — 1917). Это шестой концерт из цикла восьми концертов, в которых будут исполнены все фортепианные сочинения Рахманинова, включая камерную музыку.
Этюды-картины — несомненный шедевр композитора. Рахманинов вдохнул новую жизнь в жанр этюда, и столь выразительную живописность он приобрёл впервые. В этюдах воплотилась вся палитра образов, от лирико-пейзажных до жанрово-эпических. Каждый этюд-картина — это единое настроение, переживание, с трепетной точностью переданное во всех градациях психологических оттенков.
Завершение работы над Этюдами-картинами пришлось на 1917 год — сложно найти более бурное время в русской истории. В этот год Рахманинов создал три небольших программных пьесы — «Восточный эскиз», «Прелюдию» и «Осколки». Первая миниатюра — красочная, колоритная зарисовка, столь привлекательного для Рахманинова, Востока.
Фактура пьесы словно напоминает о восточных орнаментах, с капризностью их изгибов и ритма. Мрачная и пронзительная «Прелюдия» в своих монологах обращается к слушателю, вызывая сонм неопределимых эмоций и состояний. «Осколки» — пьеса с названием в духе миниатюр Шумана, точность и недосказанность в одном. Из осколков революционного года, в начале 1918, Рахманинову пришлось спешно эмигрировать…
Элеонора Карпухова нашла в музыке Рахманинова неиссякаемый источник вдохновения. Совместно с компанией Classical Records в 2015 году ею были записаны все этюды-картины, а в 2022 – 2023 гг. Московская консерватория издаёт серию концертных записей из Рахманиновского и Малого залов. В этом издании представлены Первая фортепианная соната, камерные сочинения и все рахманиновские опусы для двух роялей.
Анна Фарбак