13 ноября 2022 в художественном пространстве Île Thélème состоится концерт, посвящённый 227-летию несправедливо забытого выдающегося русского композитора Иосифа Геништы.
Иосиф Геништа родился в Басманном районе Москвы в семье музыканта чешско-немецкого происхождения, капельмейстера князей Куракиных, Иосифа Францевича Геништы и его жены пианистки Анны Ивановны. Воспитывался в Благородном пансионе при Московском университете. Учился игре на фортепиано и композиции у И. В. Гесслера, и к началу 1820-х гг. уже был известен как хороший пианист и талантливый, высокообразованный композитор.
Он всю жизнь прожил в Москве, полноправно заслужив титул «главного музыкального оплота» древней столицы. Своими романсами, фортепианными и виолончельными (первыми в России!) сонатами Геништа внёс значимый вклад в развитие русской музыкальной культуры, предопределив её «золотой век» во второй воловине XIX столетия.
Геништа является автором двух опер-водевилей, двух фортепианных и трёх виолончельных сонат, свыше 30 романсов и песен, двух струнных квартетов, секстета для фортепиано и струнных, ряда фортепианных пьес и многих других произведений.
Геништа развивался и творил среди замечательных музыкантов – И. В. Гесслера, Дж. Филда, Д. Штейбельта, М. И. Глинки, А. Л. Гурилёва, А. Е. Варламова, М. Ю. Виельгорского, Ф. Ф. Гардорфа, в его постоянный круг общения входили А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, М. П. Погодин, Д. В. Веневитинов, Ф. В. Самарин. Его талант пианиста формировался под влиянием школы М. Клементи, Я. Л. Дусика и Дж. Филда, а в своих сочинениях он продолжал традицию Л. В. Бетховена и композиторов его круга – Ф. Риса, И. Н. Гуммеля.
Геништа сотрудничал с Г. Берлиозом и получал восторженные отзывы на свои произведения от Р. Шумана. Это была эпоха неподдельного интереса европейских композиторов к русской музыкальной культуре и России в целом, её традициям и творчеству современников.
Важно упомянуть о близкой дружбе Геништы и А. С. Пушкина. Обстоятельства их знакомства точно не известны, но вероятнее всего, оно состоялось в доме Трубецких — поэт приходился князю И. Д. Трубецкому троюродным племянником. Есть сведения о встречах Пушкина и Геништы в доме возлюбленной поэта — Е. Н. Ушаковой, на Средней Пресне. Композитор фактически явился одним из создателей первых музыкальных интерпретаций пушкинских стихов. Возможно, некоторые романсы возникали при непосредственном участии поэта.
Около 1821 года Геништа пишет «Черкесскую песню» — из ряда самых популярных камерно-вокальных сочинений композитора. Ее слова содержатся во второй части «Кавказского пленника». Очевидно, автор познакомился с текстом пушкинского произведения в процессе его создания, ведь песня появилась на свет еще до публикации повести — она была напечатана в Москве в 1822 году.
Круг знакомых Геништы, в котором оказались Веневитинов и Погодин, предопределил встречу с выдающейся поэтессой и певицей, княгиней З. А. Волконской — хозяйкой легендарного литературно-музыкального салона на Тверской. Там в сентябре 1826 года состоялась премьера «Элегии» («Погасло дневное светило…»), написанной в конце 1825 года на стихи Пушкина. На вечере присутствовал сам поэт. Геништа положил на музыку одно из наиболее известных его стихотворений, свое сочинение композитор приурочил к возвращению Пушкина из ссылки в Михайловском. Романс прозвучал в исполнении очаровательной хозяйки салона (которой и был посвящен) и автора музыки.
Этот романс, безусловно, является одной из вершин вокальной лирики Геништы. Уровень сложности аккомпанемента и эмоционально-изобразительная насыщенность для русской камерной лирики того времени исключительны.
25 января 1827 года в салоне княгини Волконской была поставлена опера «Танкред» Россини под управлением Геништы, а 5 мая того же года — «Итальянка в Алжире». На обоих спектаклях присутствовал Пушкин.
Немаловажна музыкально-просветительская деятельность Геништы. Он активно пропагандировал музыку европейских композиторов классицизма и раннего романтизма, исполняя их произведения и читал в Московском Благородном собрании 17 лекций, посвященные их творчеству. Первым в России он сыграл все фортепианные концерты Л. ван Бетховена, в качестве дирижера осуществил премьеры многих его оркестровых сочинений, представлял и камерную музыку. Например, в 1822 году Геништа выступил в Москве в ансамбле со скрипачом И. Шуппанцигом, музыкантом из бетховенского круга общения.
Позже, в апреле 1828 года, после путешествия по Европе в 1827 году, которое произвело на Геништу колоссальное впечатление, он организовал в Москве два камерных концерта. В них принимал участие педагог и композитор Ф. Гардорф, который солировал в трех концертах Моцарта. Сам Геништа играл партию фортепиано в трех концертах Бетховена (включая Пятый), а также дирижировал его двумя увертюрами и Второй симфонией. Возможно, на одном из этих концертов присутствовал Лермонтов. Чуть ранее, 1 (13) апреля 1828 года, Геништа и Гардорф выступили в частном пансионе доктора Ф. И. Кистера на Большой Дмитровке: там исполнялись две увертюры Бетховена и четыре фортепианных концерта Моцарта.
Высоко оценивал Геништу как композитора Шуман, состоявший с ним в переписке. О его Фортепианной сонате f-moll op. 9 он отозвался следующим образом:
«Достоинства, которые мы в ней отмечали, — техническое совершенство, ясность, непритязательность, — находим мы и здесь, в частности, в прекрасно закругленных первых двух частях. Но еще выше — последняя, более близкая бетховенской манере, хотя сквозь внешнюю возбужденность повсюду проглядывает спокойное, приветливое лицо».
Любовь к музыке Бетховена Геништа пронес через всю свою жизнь: он подражал его стилю в Виолончельной сонате № 1 c-moll op. 6 и в Фантазии для фортепиано g-moll op. 1418. Знакомство с наследием Бетховена, а также Вебера и Шуберта в известной мере сказалось на фортепианном творчестве Геништы, в частности на его фортепианных сонатах, написанных с большим мастерством.
4 января 1828 года Геништа принимал участие в исполнении транскрипции Увертюры к опере Л. Керубини «Анакреон» в восемь рук (с М. Шимановской, Дж. Филдом и В. Лемохом) в рамках прощального концерта М. Шимановской в московском дворце князя Н. Юсупова.
Творчество композитора сыграло большую роль в становлении русской фортепианной сонаты во второй четверти XIX века. Его Соната f-moll op. 9 оценивается советским музыковедом В. И. Музалевским как «содержательное произведение отлично сконструированной крупной формы». С точки зрения стиля здесь композитор совершил переход от классицизма к романтизму: он свободно обращается со схемой сонатного цикла, а также склонен к красочной звукописи. Фортепианное наследие Геништы, по словам Музалевского,
«искренне и правдиво отразило романтику взволнованных чувств лучших людей своей эпохи».
Писатель и музыкальный критик В. Ф. Одоевский в одной из своих статей об опере Глинки «Жизнь за царя» упоминает Геништу в ряду композиторов, сумевших хорошо прочувствовать интонацию подлинной русской народной песни, но избежавших при этом слепого подражания народным мелодиям. Музалевский отмечает, что ярче всего это проявилось во второй части Сонаты f-moll op. 9 и в главной партии первой части Сонаты C-dur op. 12. Продолжая традиции русской песенной культуры в академической музыке, композитор не только идентифицирует себя как носитель славянской культуры, но и следует моде обращаться к русским народным песням.
Иосиф Геништа скончался 25 июля 1853 года в Москве от холеры и был похоронен на Введенском кладбище, где также покоится Джон Филд. Геништа не был женат и не имел детей, судьба его архива родственникам доподлинно не известна.
Узнать больше об этих и многих других фактах о жизни и творчестве незаслуженно забытого выдающегося русского композитора вы сможете 10 ноября 2022г. на бесплатной лекции Михаила Морозова “Вселенная Иосифа Геништы”.
Творческое наследие Геништы почти на полтора столетия оказалось вне концертных залов, и лишь сегодня наступает время его возрождения. В программу концерта «Московский романтик» включены сочинения как самого композитора (некоторые из которых будут исполнены публично впервые), так и его выдающихся современников.
В 2022 году в свет вышел первый том собрания сочинений Геништы – «Романсы и песни для голоса и фортепиано» под редакцией Михаила Морозова, который будет доступен для ознакомления и приобретения на концерте; запланирована автограф-сессия автора издания и музыкантов концерта, и, возможно, потомков композитора И.И. Геништы.
***
Проект «Русский музыкальный альманах» посвящен малоизвестной русской музыке конца XVIII и начала XIX веков. Причем как русским композиторам эпохи (Д. Бортнянский, М. Березовский, Е. Фомин, И. Геништа, И. Хандошкин, С. Дегтярёв, Н. Куракина и др.), так и ассимилировавшимся в Российской Империи европейским композиторам (Михаил Керцелли, Иван Керцелли, Антон Эберль, Иоганн Вильгельм Гесслер, И. Хр. Фирнхабер, Себастьян Жорж, Даниэль Штейбельт, Джон Филд, Людвиг Вильгельм Теппер де Фергюсон и др.)
Очевидно, что этот период был недостаточно привлекателен для советского музыкознания в виду недостаточной «народности» и связи именно с «национальным» содержанием, однако в результате за бортом оказались сто лет музыкальной культуры России и целые жанры музыки, поскольку в течение этих ста лет она сама очень менялась. Проект даст возможность широкой публике составить более полную картину о музыкальной культуре России на протяжении 250 лет, которая невозможна без представителей доглинкинской эпохи.
Первые концерты, как и предстоящий 13 ноября, а также «Фестиваль парковой музыки» в усадьбе Степановское-Волосово Тверской области являются частью проекта «Русский музыкальный альманах».
Пресс-служба проекта «Русский музыкальный альманах»