Тридцатого октября в Большом зале Московской консерватории оживет героиня знаменитой картины Василия Сурикова – боярыня Морозова. На этот день намечена мировая премьера новой оперы Родиона Щедрина, посвященная драматической судьбе одной из легендарных женщин российской истории, чье имя теперь будет увековечено и в музыке.
“Боярыня Морозова” – новая современная опера на исторический сюжет, трагедия, в центре которой – яркая сильная личность. Этих составляющих довольно, чтобы почувствовать исключительность события не только для мира академической музыки, но и для нашей жизни, из которой уходят масштабные страсти.
Для Родиона Щедрина, одного из ведущих композиторов наших дней, жанр оперы всегда был не только интересен, но и удачлив. Предыдущий опус – “Лолита” по Набокову, ее премьера состоялась в Королевской опере Стокгольма (1994). Новое сценическое сочинение Щедрина начинает свою жизнь в Москве, правда, в концертном варианте, который благодаря усилиям продюсерского центра Classica Viva становится популярным (в конце прошлого сезона – исполнение “Дон Жуана” Моцарта).
Концертное исполнение позволит сосредоточиться на музыке, написанной для необычного состава – вместо симфонического оркестра – труба (Кирилл Солдатов), ударные инструменты (Ансамбль ударных Большого театра) и хор (Камерный хор Московской консерватории под управлением Бориса Тевлина). Четыре солиста (сопрано Вероника Джиоева, меццо-сопрано Лариса Костюк, тенор Эндрю Гудвин, бас-баритон Михаил Давыдов) представят частную драму времен раскола, сочиняя которую композитор опирался на “Житие протопопа Аввакума” и “Житие боярыни Морозовой”.
Однако старые тексты вовсе не означают чего-то архаичного – воскрешения темного прошлого с помощью мертвого языка. На высокие ожидания воодушевляет опыт: знаменитая предшественница “Боярыни Морозовой” – “Хованщина” Мусоргского – опера о расколе с живыми персонажами, мотивы поступков которых по-прежнему современны.
Марина Борисова, “Московские новости“