Музыкальный блог “Muzium” анонсирует три лучших, с точки зрения редакции, концерта января. От альта до «Альцины».
16 января, Концертный зал имени Чайковского
Гендель. «Альцина», опера в концертном исполнении
Инга Кална (сопрано, Латвия), Вивика Жено (меццо-сопрано, США), Патрисия Бардон (меццо-сопрано, Ирландия) и другие;
Государственный камерный оркестр России, ансамбль «Интрада», дирижер Федерико Мария Сарделли (Италия).
Даже если вы знаете, что в опере сюжет ― последнее дело, фабула «Альцины» не оставит вас равнодушным. Рыцарь бросает невесту ради волшебницы, а когда невеста, переодетая в мужское платье, отправляется на поиски своего неверного, в нее влюбляется местная красавица. Героям стоит больших усилий убедить себя и окружающих в том, что обе возлюбленные ― женщины, и, следовательно, нечего им вместе делать.
Самое удивительное, что невеста забирает своего жениха-изменника обратно и продолжает жить с ним душа в душу. Осмыслять этот неореалистический сценарий, развертывающийся на острове, вам поможет море красивой музыки в исполнении представительниц прекрасного пола. Особое внимание стоит обратить на Патрисию Бардон и Вивику Жено.
24 января, Концертный зал имени Чайковского
«Бенефис альта. Концерт в день рождения Юрия Башмета»
Юрий Башмет (альт), Александр Чайковский (фортепиано),
оркестр «Новая Россия», капелла имени Юрлова, дирижер Александр Сладковский.
Леденёв. Концерт-поэма для альта с оркестром.
А. Чайковский. «Этюды в простых тонах» для альта, оркестра и солирующего фортепиано.
Канчели. «Стикс» для альта, хора и оркестра.
«Ну что же мне подарить Башмету?»
— этим вопросом терзались и будут еще терзаться сотни, если не тысячи людей. Только композиторы счастливо избавлены от мучений: «лучший подарок ― тот, что сделан своими руками», помнят они.
Самодельных даров в виде партитур у Башмета накопилось множество. К нашему счастью, среди них есть те, что являются подарками не только знаменитому альтисту, но всему просвещенному человечеству. В 61-й день рождения Юрия Абрамовича вы услышите одну из лучших партитур, появившихся на свет за последние годы, ― «Стикс» Гии Канчели для альта, хора и оркестра, ― которую, несмотря на трагедийный, если не сказать летальный, характер музыки, автор уверенно посвящает Юрию Башмету.
30 января, Концертный зал имени Чайковского
Рубинштейн. «Демон», опера в концертном исполнении
Дмитрий Хворостовский (баритон), Госоркестр имени Светланова,
хор «Геликон-оперы», дирижер Михаил Татарников,
режиссер Дмитрий Бертман.
Может быть, организаторы просто чуть-чуть опоздали, но исполнение «Демона» в 2015 году внушает оптимизм: значит, Лермонтов не перестанет быть национальным героем с последним ударом курантов, которые завершили год его 200-летия.
В конце XIX века «Демону» вообще никаких юбилеев не требовалось: блокбастер Антона Рубинштейна, основателя первой русской консерватории и пианиста номер один в мире, пользовался всенародной любовью. Если бы Дмитрий Хворостовский родился тогда, никто бы его иначе как образцового Демона и не воспринимал, и на каждой вечеринке секс-символ оперного сообщества отбивался бы от просьб спеть «На воздушном океане».
Теперь Рубинштейна крепко подзабыли, но вы, тем не менее, убедитесь: Хворостовский рожден для этой партии, как княжна Тамара ― для властительного Синодала.