Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко 14 мая впервые на московской сцене представит оперу Луиджи Керубини “Медея” в постановке режиссера Александра Тителя; заглавную партию исполняет широко известная в мире певица, “золотое сопрано России” Хибла Герзмава, сообщили в пресс-службе театра.
Музыкальный руководитель спектакля — Феликс Коробов. Второй Медеей станет одна из ярких солистов оперной труппы Наталья Мурадымова.
Труднейшая партия
“Медея — одна из труднейших партий в моей карьере, в моем репертуаре, — сказала Хибла Герзмава. — Работа над этим образом в музыке Керубини — это определенный пик моего развития и как певицы, и как женщины. Я благодарна моему “дому” Музыкальному театру им. Станиславского и Немировича-Данченко и моему шефу Александру Тителю за возможность “купаться” в этой музыке, где много барокко, что я очень люблю, и за эту интереснейшую роль”.
По словам певицы, Медея очень сложная, многогранная, разная. Она бывает нежной, страстной, яростной, непостижимой, на грани сумасшествия. Ее можно любить, ей можно сочувствовать и ее можно даже ненавидеть.
“Есть моменты такой ненависти и неприятия того, что совершает Медея, что невозможно даже петь, — призналась Герзмава. — Я очень люблю всех своих героинь, но я не способна понять, как можно решиться даже ради любимого отказаться от родины, убить своих детей… Это очень трудная, нервная, а с точки зрения вокала просто “кровавая” партия”.
В оперном спектакле, как отметила Герзмава, певцы одновременно являются и драматическими артистами, они все пропускают через себя, через сердце, идя от музыки. Вокально исполнители должны сделать так, чтобы нравилось зрителям и чтобы они понимали, что им хотят сказать.
“Все это дается очень не просто. Надо быть физически здоровой и правильно оснащенной вокально, иначе исполнить партию Медеи нереально, — сказала Герзмава. — И я думаю, что нужны годы, чтобы “купаться” в этой музыке и через нее привнести этот сильнейший сгусток энергетики”.
По словам певицы, спектакль только рождается, он еще будет расти, впитывать все нюансы музыки, характеров героев, чтобы в высшей степени полно и глубоко воплотить эту историю.
История оперы
Рожденный в Италии, Керубини большую часть жизни прожил в Париже. Он — автор нескольких гимнических сочинений во славу Великой Французской революции, реквиема памяти короля Людовика ХVI. Композитор — один из основоположников Парижской консерватории, учитель целой плеяды французских классиков ХIХ века. Керубини — один их создателей жанра “оперы спасения”.
Премьера “Медеи” состоялась в парижском театре “Фейдо” в 1797 году, в заглавной партии выступила французская оперная звезда тех лет Жюли-Анжелик Сиу. Опера была принята публикой и получила высокую оценку критики, но со временем забыта. Возрождение “Медеи” связано с легендарной Марией Каллас, которая дебютировала в этой партии в рамках фестиваля Флорентийский музыкальный май. Медея стала и единственной киноролью Каллас, которую она исполнила в фильме Пьера Паоло Пазолини (1969). Но даже после “второго рождения” оперы за партию Медеи брались не часто и только самые отважные оперные дивы.
Хибла Герзмава
Народная артистка России и Абхазии. Выпускница Московской консерватории, солистка Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко с 1995 года. Мировую известность певице, которую называют “золотое сопрано России”, принесли выступления в Мариинском театре, в Лондонском Королевском “Ковент-Гардене”, Метрополитен-опера, Венской и Римской операх, Парижской опере Гарнье. В репертуаре Герзмавы главные партии в операх: “Руслан и Людмила”, “Севильский цирюльник”, “Травиата”, “Богема”, “Дон Жуан”, “Турандот” и другие.