6 апреля 2021 года в Большом зале Петербургской филармонии Академический симфонический оркестр под управлением Владимира Альтшулера исполнит Концерт для фортепиано с оркестром «Воскресение» Кшиштофа Пендерецкого, солистом выступит молодой российский пианист Филипп Копачевский.
Также в этот вечер прозвучит Пятая симфония Чайковского.
Филармония посвящает концерт памяти Кшиштофа Пендерецкого, одного из крупнейших современных композиторов, ушедшего из жизни год назад: его музыка составляет неотъемлемую часть филармонической афиши, сам музыкант неоднократно дирижировал в Большом зале, в том числе в последний раз – концертом из собственных сочинений, посвященным его 80-летию (2013).
«Я начал писать Концерт в июне (2001 года) и через несколько месяцев наполовину закончил его; получалось что-то вроде каприччио. Но после трагедии 11 сентября концепция полностью изменилась,
– приводит слова композитора буклет фестиваля «Варшавская осень» (2002),
– Я решил написать более мрачное и серьезное произведение. Я изъял часть материала, вернулся к определенному моменту в структуре Концерта и добавил в нее хорал».
Также композитор добавил в партитуру звучание церковных колоколов, которое воспроизводится в записи.
«Название “Воскресение” следует понимать в широком, символическом смысле. Оно связано с хоралом, который венчает произведение, и становится символом победы жизни над смертью, символом веры, приносящей утешение. Я сочинил этот хорал сразу же после трагедии в Нью-Йорке. С одной стороны, это был естественный для меня человеческий поступок, с другой – жест протеста против жестокости»,
– цитирует композитора сайт Schott Music Corporation.
Мировая премьера Концерта состоялась 9 мая 2002 года в нью-йоркском Карнеги-холле, вскоре концерт прозвучал на фестивале «Варшавская осень» и вызвал волну критики.
«Тем не менее, наряду с замечаниями о сходстве с музыкой Бетховена, Шопена, Шумана, Листа, Брукнера, Брамса, Чайковского, Грига, Падеревского, Малера, Рахманинова, Равеля, Бартока, Энеску, Прокофьева и Шостаковича, Концерт, несмотря на свою эклектичность, встретил не только “бичевание”, но и признание,
– говорится на сайте проекта польского Национального аудиовизуального института, посвященного трем крупнейшим польским композиторам,
– После премьеры в Карнеги-холле Концерт исполнялся множество раз. Количество пианистов, включивших это произведение в свой репертуар, уже превышает десяток».
Вторая редакция Концерта прозвучала под управлением автора и Симфонического оркестра Цинциннати в 2007 году, солистом выступил известный британский пианист Барри Дуглас.
Вскоре после концерта в Петербурге Владимир Альтшулер вновь продирижирует Фортепианным концертом Пендерецкого на концерте-открытии X Международного фестиваля современной музыки имени Софии Губайдулиной Concordia в Казани.
Сочинение прозвучит в исполнении Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан и Филиппа Копачевского; также в программу войдут Симфония № 23 Слонимского и Сюита из музыки к кинофильму «Судьба человека» Баснера.
Билеты на концерт памяти Кшиштофа Пендерецкого доступны в кассах и на официальном сайте Петербургской филармонии.
Пресс-служба Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича