Загадочная аббревиатура ФИСИИ расшифровывается непросто: Факультет исторического и современного исполнительского искусства — заповедная территория в Московской консерватории, уникальный, не имеющий аналогов пример в российском художественном образовании.
Здесь выращивают питомцев особой породы — музыкантов, которые способны переноситься на «машине времени» в самые разные эпохи, моделируя исполнительские стили времён Баха, Моцарта, Шуберта, Кейджа.
Для них барокко столь же современно, что и авангард, и наоборот.
«Нынешний всплеск интереса к барочной музыке, вообще к старой музыке — это всплеск современной культуры, когда нехватка современного ресурса или исчерпанность классическо-романтической музыки вынуждает искать что-то новое в прошлом.
Считаю, мы достигли огромнейших успехов: создали школу музыкантов очень высокого профессионального уровня, прежде всего, на клавесине и исторических фортепиано, траверс-флейте, скрипке и виолончели. Они стали победителями крупнейших международных конкурсов исполнителей на барочных инструментах»,
— размышляет один из основателей ФИСИИ, народный артист России, профессор Алексей Любимов.
Свой юбилейный фестиваль к 20-летию основания фисиишники назвали «Ломаем стереотипы», и это не бравада.
Они смогли преодолеть суждения скептиков, считавших прогресс в искусстве необратимым и непререкаемым. Теперь исполнять фуги Баха на клавесине или сонаты Бетховена на хаммерклавире — признак «хорошего тона», востребованность выпускников факультета бесспорна, поскольку каждый — «штучный товар», разбирающийся не только в практике, но и в тонкостях истории и теории старинного исполнительства.
Три концерта, разумеется, не вмещают и доли того многоцветья творческих сил: тут задача изящнее — «зацепить» слушателя нетривиальным месседжем.
16 июня 2017 года фестиваль откроется не помпезным парадом, а эфемерным клавесинным дуэтом «A&A». Анна Кискачи и Анастасия Антонова сыграют танцевальные пьесы в переложении для клавесина в 4 руки и двух клавесинов – от Пёрселла до Сен-Санса.
23 июня 2017 года — транскрипции и оригиналы сочинений Доуленда, Шопена, Франка, которые приготовили Александр Браже (фортепиано), Алексей Стрельников (скрипка), Виталий Гребенников (вокал).
Наконец, 29 июня 2017 года – самая эпатажная программа. «Американские горки», музыка для пианолы, рояля вплоть до подготовленного фортепиано, где объединятся мультиинструменталисты Алексей Любимов, Пётр Айду и Александр Зенин (пианола).
«Роль музыки меняется. Выплескиваясь из неслышного и невидимого общего музыкального космоса, в котором она коренится, музыка принимает разные формы.
Сначала это музыка традиционных культур, связанных с отправлением религиозных ритуалов. Там она играет роль связующего звена между человеческой душой и той сферой, куда эта душа должна стремиться.
Музыка в этом смысле — даже уже не музыка в нашем понимании, это носитель духовного пути. Превращаясь в ходе истории в формы, отделенные от ритуальности, становясь искусством, она оказывается языком, который люди используют, говоря не только о божественном; они стремятся понять музыку саму по себе»,
— считает Алексей Любимов.
Цикл концертов «Навстречу юбилею ФИСИИ «Ломаем стереотипы!».
Рахманиновский зал Московской консерватории.
16 июня, 19.00.
«Danse macabre». Клавесинный дуэт «A&A»: Анна Кискачи, Анастасия Антонова.
В программе: музыка в переложении для клавесина в 4 руки и двух клавесинов.
Ж.-Б. Люлли – Ж.-Б. Д’Англебер – «Танец безумия»;
Г. Ф. Гендель – «Танец любви»;
Г. Пёрселл – «Танец жизни», Британские танцы;
А. Дворжак – Славянские танцы;
И. Фробергер – «Танец смерти»;
Д. Лигети – «Танец смерти»;
К. Сен-Санс – «Танец смерти».
23 июня, 19.00.
Александр Браже (фортепиано), Алексей Стрельников (скрипка), Виталий Гребенников (вокал).
В программе:
Дж. Доуленд – У. Бёрд – А. Браже – Pavana Lachrymae;
Дж. Доуленд – А. Браже – «Can Shee»;
Ф. Шопен – Четыре мазурки, соч. 67, Cоната № 2, соч. 35;
А. Браже – «Valse-évolution» (вариации на тему Л. Н. Толстого);
С. Франк – Соната для скрипки и фортепиано;
А. Вертинский – Избранные «ариетки».
29 июня 19.00.
«Американские горки» (от пианолы до подготовленного фортепиано).
Алексей Любимов, Петр Айду (фортепиано), Александр Зенин (пианола). В концерте принимает участие – Елисей Дрегалин (колокольчики).
В программе: Дж. Кейдж, Г. Кауэлл, Ч. Айвз, Дж. Антейл, Дж. Л. Адамс, Ф. Гласс, М. Фелдман, К. Нанкэрроу, Дж. Тенни, С. Джоплин. Фильмы: «Манхэттен» (Пол Стрэнд и Чарльз Шилер, 1921 г.), «Н2О» (Ральф Стайнер, 1929 г.).
Пианольные ролики из коллекций Юргена Хоккера (Германия) и Александра Зенина.
Пресс-служба Московской консерватории