Филипп Чижевский – харизматичный дирижер, известный редким универсализмом, мастерством, широким кругозором и креативным подходом к составлению программ – 29 сентября 2024 года открывает свой именной абонемент в Филармонии-2 с ансамблем Questa Musica, который возглавляет более 15 лет.
Под его управлением в Зале имени Рахманинова будут исполнены инструментальные шедевры трех гениев эпохи барокко – Баха, Генделя и Пёрселла. Маэстро называет эту программу «небольшой панорамой очень разного барокко»; в концерте также примет участие клавесинистка Александра Коренева.
Создавая в 2008 году ансамбль Questa Musica, Филипп Чижевский сосредоточился прежде всего на старинной музыке, исполнение которой предполагало обязательное использование исторических инструментов. Произведениям главных колоссов эпохи барокко, и в том числе Пёрселлу, уделялось самое пристальное внимание. Дирижер считает английского мэтра одним из самых интересных авторов и часто обращается к его наследию.
Предстоящая программа ансамбля Questa Musica будет выстроена нетривиально: в нее вошли два из 12 «больших концертов» (concerti grossi) ор. 6 Георга Фридриха Генделя, разнесенные в разные отделения; хрестоматийный Концерт № 1 для клавира с оркестром Иоганна Себастьяна Баха (солистка – известная клавесинистка, доцент Московской консерватории Александра Коренева) и сюита из музыки Генри Пёрселла к драме Афры Бен «Абделазар, или Месть мавра».
Concerti grossi, опубликованные по подписке в 1739 году, – одно из самых популярных сочинений Генделя, вершина его инструментального творчества. Образцом для него послужили концерты Арканджело Корелли. Впервые «большие концерты» Генделя прозвучали в антрактах его ораторий и оказались им во многом близки – чертами героики, драмы, лирики, жанровости, изобретательностью в передаче всевозможных «аффектов». Музыковед Роман Насонов называет ор. 6 Генделя «музыкальным приношением» Корелли, вслед за которым Гендель пускается в эксперименты, не пренебрегая виртуозностью.
О Первом клавирном концерте Баха Роман Насонов говорит как о самопрезентации автора, своего рода визитной карточке. По мнению исследователя, Концерт ре минор создавался в 1725 году для выступления в Дрездене, где Бах (как композитор и как солист-виртуоз) намеревался произвести впечатление на коллег из Придворной капеллы, а при сочинении музыки вдохновлялся концертом Вивальди «Великий могол».
Роман Насонов: «Высокое искусство — это когда вам есть о чем поговорить с Богом»
Завершит программу сочинение, которое нечасто звучит на российских сценах. Это сюита из музыки Генри Пёрселла к драме Афры Бен «Абделазар, или Месть мавра». Одна из частей сюиты пользуется огромной популярностью во всем мире – Рондо, послужившее Бенджамину Бриттену основой для вариаций в знаменитом «Путеводителе по оркестру» для молодежи. В драме британской писательницы Афры Бен, адаптировавшей более раннюю пьесу «Власть похоти, или Распутная королева», ведущим мотивом является борьба за власть, а главными действующими лицами – злобный коварный раб из Марокко Абделазар, противостоящий ему благородный наследник, испанский принц Филипп, и мать принца, вступающая в порочную связь с мавром.
Известное Рондо, по мнению Романа Насонова, – музыкальный портрет Абделазара. Также в сюите присутствуют и типичные для того времени танцевальные жанры.
Филипп Чижевский: «Замыкаться на какой-то одной эпохе для меня невозможно»
Филипп Чижевский, много лет назад включивший в репертуар ансамбля Questa Musica сюиту «Абделазар», впервые исполнит ее на филармонической сцене. О композиторе он рассказывает:
«Пёрселла я горячо люблю за терпкие перечащие созвучия, за то, как нетривиально он обходится с гармониями. Это, так сказать, радикальное барокко – неприглаженное, непричесанное, очень натуралистичное, конкретное, прямое, с точки зрения творческого высказывания. И мне это очень близко.
Он совмещает некоторые принципы, присущие и английской музыке, и французской, а ведь Франция была тогда законодательницей мод, в музыке в том числе. Он пользуется структурой французской увертюры, французскими украшениями и другими смелыми незакостенелыми приемами, которые не получили развития в английской музыке в дальнейшем.
Кроме того, Пёрселл был всегда открыт своим эмоциям, не стеснялся их, и его музыка совершенно искренняя. Его чувства выражены без реверансов, четко и ясно. Поэтому они пронзают, как емкие слова. Пёрселл доносит идеи и эмоции без прикрас, естественным и прямолинейным образом, и не потому, что он хотел кого-то удивить или эпатировать, он просто писал так, как чувствовал в тот момент, как у него было на душе.
Будучи еще совсем молодыми, мы прикоснулись к этой музыке, и она стала любовью на всю жизнь. Не так давно мы исполняли в филармонии его оперы («Дидону и Энея» и «Королеву фей») – это шедевры, к которым периодически нужно возвращаться, которые тебя очищают изнутри. Да, Пёрселл – это музыка, которая помогает не черстветь, а наоборот, чувствовать острее».
Пресс-служба Московской филармонии