15 октября 2020 года в 19.00 в театре Новая Опера состоится церемония награждения и концерт лауреатов Российской оперной премии «Casta Diva».
Основанная в 1996 году, «Casta Diva» — единственная в нашей стране специальная премия в области оперного искусства. В разное время ее лауреатами были выдающиеся певцы современности.
Инициатор премии и председатель жюри — профессор, заслуженный деятель иск. России, ведущий теоретик и критик оперного искусства, автор трехтомной энциклопедии «Хроника мировой оперы», помощник директора Новой Оперы по творческим вопросам Михаил Мугинштейн.
В церемонии участвуют театры-лауреаты: Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Московский театр «Новая Опера» им. Е.В. Колобова, Екатеринбургский театр «Урал. Опера. Балет».
Участники концерта – солисты ведущих сцен России и мира: лауреаты премии разных лет, а также солисты театров-победителей и почетные гости: Гаянэ Бабаджанян, Хачатур Бадалян, Игорь Головатенко, Екатерина Губанова, Наталья Мурадымова, Евгений Никитин, Екатерина Петрова, Ольга Селиверстова, Елена Стихина, Дмитрий Ульянов, Виктория Яровая.
Учредители премии: Гуманитарный университет и Центр музыкального театра (Екатеринбург), Гуманитарный и политологический центр «Стратегия» (Москва), издания: «Культура», «Экран и сцена», «Литературная газета», «Музыкальная академия», «Петербургский театральный журнал», «Мариинский театр», радио «Орфей».
Жюри: Екатерина Бирюкова, Марина Гайкович, Нора Потапова, Елена Третьякова (председатель), Сергей Ходнев.
Комментарий жюри
Для российского оперного процесса интересна и важна победа произведений, где классика середины XX века (оперы Бриттена и Стравинского) отражается в зеркале его конца (опусы Этвёша и Вустина).
Событием года стал точный выбор названия и удачная постановка оперы Этвёша. Российская премьера «Трех сестер» екатеринбургского театра еще раз подчеркнула особый, символический объем, саму атмосферу чеховской пьесы для русского менталитета и значимость оперы для современной афиши.
Основная дискуссия развернулась в обсуждении Спектакля года. Это связано с реально усложнившейся, противоречивой ситуацией оперной жизни. Ведущие российские театры все активней выходят на мировой оперный рынок благодаря копродукциям с известными западными театрами и переносам спектаклей с зарубежных сцен.
И, если такую политику отдельных театров саму по себе надо приветствовать (творческое развитие, интерес зрителей), то в прицеле премии возникают свои естественные вопросы. Они вытекают из специфики российской действительности. Подавляющее большинство копродукций, являясь вторыми и даже третьими постановками на российской сцене (реализация достигает нескольких лет), не могут считаться в полной мере оригинальной продукцией данного театра, тем более, когда в спектакль приглашены певцы и дирижер «со стороны» (Положение о премии).
С другой стороны организационные и – главное – финансовые возможности большинства российских театров не позволяют им присоединиться к пулу 4-5 избранных и на равных участвовать в конкурсе. Эти два важных момента определили сегодня конкретную ситуацию, которая естественно разделила процесс на две сосуществующие оперные ниши: оригинальные и совместные постановки.
В западной оперной жизни эта ситуация сглажена. Однако в конкурсных оценках многочисленных (в отличие от России) копродукций преимущество обычно имеют первые постановки (например, ежегодная анкета критиков авторитетного журнала «Opernwelt»). Беря на себя основной груз (творческие, финансовые, репутационные риски), они в полной мере представляют оригинальную версию, которая и оценивается как новая работа в текущем конкурсном сезоне, а не за его пределами.
Актуальные тенденции и специфика российского оперного процесса обусловили реакцию премии Casta Diva и ее новый принципиальный ход на нынешнем этапе развития. Впервые принято решение разделить номинацию Спектакль года на оригинальную и совместную постановки. В результате лучшей оригинальной работой стала пронзительная по психологизму игра всего ансамбля Новой Оперы в «Поругании Лукреции», основанная на тонкой проработке захватывающей музыкальной драматургии.
Лучшей совместной постановкой признаны «Похождения повесы» Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Удачная копродукция с фестивалем в Экс-ан-Провансе позволила гармонично вписать российских артистов в отлаженный механизм спектакля и обогатить афишу. Еще один – специальный приз жюри – театр получил за мировую премьеру «Влюбленного дьявола»: премьера оперы современного композитора – нечастое, к сожалению, явление в российском пространстве.
Михаил Мугинштейн: «Не верьте тем, кто говорит, что опера непопулярна»
В номинациях Певица/Певец года жюри выделило Екатерину Губанову и Евгения Никитина как главных российских артистов в сложнейшем вагнеровском репертуаре, чье лидерство подтверждают регулярные выступления на ведущих мировых сценах.
Уже второй год премия утверждает номинацию для молодых певцов – Взлет. В 2019 на небосклон мировой оперы взлетел многогранный талант Елены Стихиной, роли которой захватили свежим взглядом на классические образцы.
Знаменательно также, что русская опера (с российскими артистами и режиссером) впервые стала Европейским событием за неожиданное открытие «Сказки о царе Салтане» в Брюсселе.
Марлиз Петерсен и Кристофер Мальтман лидируют в номинации Лучших зарубежных певцов как выдающиеся интерпретаторы мифологических, знаковых персонажей (Саломея, Эдип) на крупнейших фестивалях в Мюнхене и Зальцбурге.
Екатерина Губанова: «Кто знает? Может, придется просто булочную открыть»
Кульминация в жизни премии – торжественная церемония награждения и гала-концерт лауреатов Casta Diva (в том числе лауреатов прошлых лет и почетных гостей) предполагается на сцене театра Новая Опера имени Е. В. Колобова 15 октября 2020 года, в знаменательное время рождения Оперы (в октябре 1600 года во Флоренции была представлена первая сохранившаяся в истории опера – «Эвридика» Пери – Ринуччини).
Пресс-служба театра Новая Опера им. Е.В. Колобова