Последние симфонии Моцарта и Чайковского прозвучат 28 февраля 2020 в Большом зале Московской консерватории.
Максим Венгеров, всемирно известный скрипач, дважды лауреат премии «Грэмми», прежде неоднократно солировавший с БСО имени П. И. Чайковского, на сей раз впервые встретится с этим коллективом в новом качестве.
Несколько лет назад он не побоялся «заморозить» исполнительскую карьеру и осуществить свою давнюю мечту: полноценно освоить дирижёрскую профессию. С тех пор Максим Венгеров выступает по всему миру как со скрипкой, так и с дирижёрской палочкой, стараясь вдохновить своим искусством не только публику, но и коллег, играющих под его руководством.
Для концерта с Государственным академическим Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского (художественный руководитель — В. И. Федосеев) выбраны симфонии, ставшие последними в жизни двух гениев: «Юпитер» Вольфганга Амадея Моцарта и «Патетическая» Петра Ильича Чайковского.
Последняя симфония в жизни любого композитора — это, с одной стороны, итог творческого пути, вершина профессионального мастерства и квинтэссенция эстетических идей эпохи. С другой — своего рода духовное «завещание» будущим поколениям, пророческий взгляд в неизведанное, предчувствие открытия новых музыкальных горизонтов.
Свою Сорок первую симфонию Моцарт закончил писать в августе 1788 года. Грандиозность её замысла и исполинские для того времени размеры дали повод современникам метко окрестить произведение «Юпитером», а исследователям — говорить о предвосхищении симфонических «полотен» Людвига ван Бетховена.
В четырёх частях Моцарт словно суммирует все популярные жанры эпохи — марши, танцы, арии из комических и серьёзных опер — и приводит их к финалу, где виртуозно обыгрывает во всевозможных контрапунктических сочетаниях простую церковную тему XVI века, состоящую всего из четырех нот. Эта мелодия сопровождает Моцарта на протяжении всей его жизни, начиная с ранних месс и первой симфонии, поэтому её эффектное появление в «Юпитере» оказалось весьма символичным.
Шестую симфонию Чайковского отделяют от «Юпитера» ровно 105 лет. Подобно тому, как классик Моцарт «зашифровал» в своём шедевре собственный творческий «портрет», так и романтик Чайковский в «Патетической» выразил душевные радости и страдания, сопровождавшие его на протяжении всей жизни: от детства и юности (первая и вторая части), до «жизненной борьбы» (третья) и «молитвы об умершем» (финал).
Чайковский с детства любил музыку Моцарта, а «Юпитер» называл «одним из чудес симфонической музыки». Интересно отметить, что и в программе концерта, на котором впервые прозвучала Шестая симфония Чайковского, рядом с ней соседствовали отрывки из оперы Моцарта «Идоменей», поэтому выбор последних симфоний именно этих двух гениев для концерта не случаен.
Пресс-служба БСО им. П. И. Чайковского