В ближайшую субботу в Большом театре – последняя оперная премьера сезона. «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных».
Моцарт написал эту оперу по заказу императора Иосифа Второго. Премьера состоялась в венском Бургтеатре в 1790-м году. С тех пор опера не сходит со сцен ведущих оперных театров.
В Большом её поставили только однажды, в 1978-м году. Через несколько лет, после полусотни показов спектакль был снят с репертуара. И вот «Школа влюбленных» возвращается, благодаря усилиям интернациональной команды. Режиссёр Флорис Виссер – голландец. Сценограф Гидеон Дейви – из Великобритании. За дирижерским пультом – итальянец Стефано Монтанари.
За двести лет только ленивый не критиковал оперу «Так поступают все женщины или школа влюбленных». Одни обвиняли ее в глупости и легкомыслии, другие восхищались парадоксальностью и остроумием. Режиссер Флорис Виссер ничего смешного в измене не видит, поэтому на сцене Большого не комедия – драма. С разбитыми сердцами и горьким послевкусием.
Сложно представить более непохожих людей, чем эти двое. Экспрессивный, открытый, дирижер Стефано Монтанари и погруженный в себя, слегка мрачноватый Флорис Виссер, вытащивший из этой, казалось бы, абсурдной оперы Моцарта – трагические ноты. Большой безропотно принял экстремальную концепцию, перепады настроения Виссера, его авторитарный стиль.
«Когда я берусь за постановку, моя команда старается досконально изучить, добраться до самой сути произведения. Моцарт хорош тем, что умеет вписать человека в космос, бросить на весы мироздания человеческие судьбы. В этом произведении – не только эротическое, социальное столкновение, темная сторона любви, которая мне безумно интересна»,
– рассказывает Флорис Виссер. Виссер, находясь под магией «Опасных связей» Шодерло Де Лакло, словно перенес этот изощренный мир на сцену Большого. Сюжет прост: две сестры, простившись со своими возлюбленными, теряют голову от новой любви. И не догадываются, что герои их нового романа – им очень хорошо знакомы.
Анна Крайникова и Александра Кадурина наслаждаются ролями и роскошными костюмами. Забыли о жестких корсетах и кринолинах. Александре уже пора на сцену – она мысленно проигрывает эпизод, как вскружит голову новому поклоннику ее Дорабелла.
Каждый из четырех персонажей взрослеет, страдает, прощает. В отличие от Дона Альфонсо – манипулятора, циника, интригана. Виссер идентифицирует себя с ним и сравнивает Дона Альфонса с Мефистофелем, Просперо и Вальмонтом. Николай Казанский в роль кукловода вжился основательно, демонический образ держит его в тонусе.
Итальянец Стефано Монтанари, четвертый раз ставит «Школу влюбленных». Каждый раз поражается ее конструкции. Контрастным ариям, длинным речитативам. Обманчивой простоте оперы, завершившей трилогию «Дон-Жуана» и «Свадьбы Фигаро».
”Дон-Жуан” по структуре прост, – его играешь на одном дыхании. В “Фигаро” сложны финалы… “Так поступают все женщины” – это всегда философская концепция. Двойственность, в которой трагическое и комическое. И мощная энергия контрастов»,
– отмечает дирижер. В опере «Так поступают все женщины» – формально хэппи-энд. Но счастливого финала здесь не будет. Отношения разрушены, и хотя все прощены, ученики Школы влюбленных экзамен на любовь не сдали.