На открытии фестиваля 8 февраля 2008 прозвучит концерт А. Чайковского «Хоккейный матч ЦСКА-Спартак в одном периоде и трех шайбах».
Кроме того омские любители музыки услышат «Время прощать» М. Броннера, романсы А. Болдырева в исполнении Светланы Бородиной и вокально-симфонические картины рок-оперы «Юнона и Авось» А. Рыбникова.
Но главным событием вечера станет мировая премьера Концерта для альта с оркестром Ефрема Подгайца. Именно в Омске сам композитор впервые услышит свое произведение на открытии фестиваля.
Премьера состоится в исполнении московского солиста Михаила Березницкого и Омского академического симфонического оркестра.
15 февраля состоится выступление Объединенного симфонического оркестра Московской и Омской филармоний, дирижеры – народный артист СССР, профессор Юрий Симонов и Дмитрий Васильев, солист – Денис Мацуев (фортепиано). Именно в этом концерте, посвященном 100-летию модерна в музыке, прозвучат Сюита из балета «Жар-птица» И. Стравинского, Рапсодия in Blue Дж. Гершвина, Концерт для фортепиано с оркестром С. Прокофьева, Симфоническая сюита из кинофильма «Гусарская баллада» Т. Хренникова и Элегия, написанная А. Чайковским в память о своем учителе Тихоне Хренникове.
Для школьников младших и средних классов Омский академический симфонический оркестр приготовил воскресный утренник, который состоится 17 февраля. Здесь прозвучат такие новинки, как «Сказка о Царе и волшебной иголочке» Г. Зайцева по произведению Г. Смирнова и Сюита Э. Фертельмейстера.
22 февраля на заключительном концерте фестиваля прозвучат «Двенадцать вздохов Святого Антония» и Кончертанта в джазовом стиле для виолончели с оркестром Адама Клоцека (Польша). Соло на виолончели исполнит сам маэстро Клоцек. В этот вечер виолончель будет звучать в руках еще одного музыканта – Александра Бузлова, который вместе со своими коллегами из трио «Piano +» исполнит Концерт для скрипки, виолончели, фортепиано и симфонического оркестра Е. Подгайца.
Каждому слушателю представится возможность проверить свою музыкальную память, узнав в этом масштабном пятичастном полотне фрагменты песен «Наутилуса Помпилиуса» и «АВВА», русских и еврейских народных песен. Дирижер – заслуженный артист России Евгений Самойлов.
Михаил Березницкий (альт) родился в Москве в семье музыкантов. С 6 лет начал обучение игре на скрипке под руководством педагога И. М. Ванинской. В 1985 г он с отличием окончил музыкальную школу и поступил в Музыкальное училище при Московской консерватории в класс профессора Н. Г. Бешкиной. В 1989 г. окончив училище с красным дипломом, Михаил Березницкий поступает в Московскую консерваторию в класс профессора М. С. Глезаровой.
За годы учёбы в консерватории М. Березницкий пробует себя в самых разных музыкальных жанрах и амплуа. Увлечение квартетом приносит ему победу на международном конкурсе камерных ансамблей им. В.Беллини в 1990 (Италия). С 1992 года сотрудничает с камерным ансамблем Солисты Москвы п/у Юрия Башмета, являясь продолжительное время одним из концертмейстеров коллектива. Одновременно он увлекается аутентичным исполнительством и становится одним из первых в России скрипачей – лидеров этого направления. В это же время начинается его активная гастрольная деятельность как солиста и ансамблиста.
По окончании консерватории Михаил Березницкий продолжает поиски новых форм и направлений в исполнительском творчестве, которые приводят его к освоению нового инструмента – альта, притягивающего своей необычной звуковой палитрой и широкими тембровыми возможностями. Уже через месяц занятий на инструменте музыкант с огромным успехом выступает в Малом зале Московской консерватории.
В 1996 – 1998 Березницкий проходит стажировку в Московской консерватории как альтист в классе профессора Юрия Башмета. Он играет большое количество сольных и ансамблевых альтовых произведений, регулярно участвует в концертах как альтист и скрипач, часто используя в своих программах оба инструмента.
В 1997 он становится лауреатом двух международных альтовых конкурсов – Международного конкурса альтистов им. Л. Тертиса на острове Мэн в Англии и Международного конкурса альтистов в Москве, организованного Юрием Башметом (Первая премия и Приз за лучшее исполнение произведений И. С. Баха).
С этого времени Березницкий начинает гастролировать по всему миру как альтист. Он выступает в качестве солиста с оркестрами, играет камерные концерты и участвует в международных музыкальных фестивалях, среди которых Декабрьские Вечера, Московская Осень, Территория (Москва), Berliner Festwochen, Oleg Kagan Musikfest (Германия), Bath International Music Festival (Англия), Gaudeamus (Нидерланды) и другие.
Михаил Березницкий является первым исполнителем в России ряда альтовых произведений ведущих русских и зарубежных композиторов. Среди них Н. Рота, М. Найман, Р. Кларк, Дж. Боуэн, М. Фелдман, Е. Подгайц, и многие другие. Он играет в ансамблях с такими известными музыкантами, как Г. Кремер, А. Любимов, Ю. Башмет, Н. Гутман, А. Рудин, В. Третьяков, Н. Штаркман, Ю. Франц. Выступает в престижных концертных залах, таких как Большой и Малый залы Московской консерватории, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Светлановский и Камерный залы Московского Дома Музыки, Большой и Малый залы Петербургской филармонии, Большой зал филармонии в Познани (Польша), Konzerthaus и Kammermusiksaal der Philharmonie (Берлин), Cite de la musique (Париж) и других.
Репертуар и музыкальные интересы Березницкого охватывают музыку от раннего барокко до новейших авангардных течений. Он исполняет множество произведений современных российских и зарубежных композиторов, постоянный гость ансамбля 4’33 Алексея Айги, имеет записи на радио, телевидении и компакт дисках.
В 2002 г. М. Березницкий удостаивается звания Заслуженный артист России. С 2005 г. преподает альт в Московской государственной Консерватории им. П. И. Чайковского.
Ефрем Иосифович Подгайц родился 6 октября 1949 года. Музыкой стал заниматься довольно поздно. В возрасте 10 лет поступает в московскую музыкальную в школу № 30 , где учится играть на скрипке и начинает заниматься композицией с Н. М. Гольбденберг (ученицей Яворского) и её учеником, тогда студентом Московской консерватории Е. Чаплыгиным.
В 1966 году поступает в музыкальное училище при Московской консерватории, где учится на теоретико-композиторском отделении (сольфеджио и теория – Д. А. Блюм, гармония – С. С. Григорьев, анализ – Ю. Н. Холопов, полифония – В. П. Фраёнов, сочинение – А. И. Пирумов) .
В 1974 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции Ю. М. Буцко и Н. Н. Сидельникова и у Ю. А. Фортунатова по инструментовке. С 1974 по 1981 год работает (по распределению) редактором «Союзконцерта» в отделе Всесоюзных фестивалей искусств. В этот период композитор создаёт ряд важных сочинений – Первую симфонию, Квартет для скрипки, виолончели, ф-но и ударных, «Диптих памяти Д. Д. Шостаковича» для струнных, Вокальный цикл на стихи Р. М. Рильке.
В 1978 году вступает в Союз композиторов России. В 1980 году пишет первое крупное сочинение для детского хора – кантату «Как нарисовать птицу» на стихи Ж. Превера, которая в исполнении Детского хора «Весна» п/р А. Пономарёва стала дебютом Подгайца на фестивале «Московская осень» и сразу принесла автору успех и известность. С 1982 по 1990 год возглавлял творческое объединение «Композиторы и дети». С 1997 года – вёл класс композиции в Государственной Классической Академии им. Маймонида. С 2001г. преподаёт композицию в Государственном Музыкально-Педагогическом институте им. Ипполитова-Иванова.
Заслуженный деятель искусств России (2000), Член Правления Союза московских композиторов.
Среди основных сочинений: двенадцать опер, в том числе: «Алиса в Зазеркалье» и «Принц и Нищий», поставлены в Санкт-Петербурге, «Дюймовочка», поставлена в Москве и Краснодаре, с огромным успехом идёт в Музыкальном театре им. Н. И. Сац и получила Гран-при, как лучший спектакль для детей) , «Повелитель мух» (по Голдингу, Театр Сац,2007), «Лёд-9» (по К.Воннегуту), «Падший ангел», «Карлик Нос», «Маленький принц»; три симфонии, два концерта для смешанного хора – «Псалмы царя Давида» и «Вещая душа» на ст. Ф. Тютчева , двадцать три концерта для различных инструментов с оркестром, в том числе два скрипичных концерта, первый в нашей стране Концерт для клавесина с оркестром, Концерт для мандолины с оркестром, «Бахчиев- концерт» для ф-но в 4 руки, Тройной концерт для скрипки, виолончели, фортепиано и симфонического оркестра, Концерт для саксофона с оркестром, Концерт для альта с оркестром.
Особая область творчества Подгайца – музыка для детей. Кантаты «Как нарисовать птицу», «Лунная свирель», «Поэзия земли», опера-кантата «Чёрный омут», концерт для хора и ф-но «Времена года», «Ода греческой вазе», «Missa Veris » для хора и органа в превосходном исполнении Детского хора «Весна» п/р А. Пономарёва получили широкую известность в России и за рубежом и принесли автору заслуженное признание.
Музыка Подгайца неоднократно звучала на музыкальных фестивалях и конкурсах в России и за рубежом, в том числе: на фестивале современной музыки в Хаддерсфильде (Великобритания), в Турции, Венгрии, Швейцарии, Италии, Франции, США, Японии, Литве, Латвии, Эстонии, Украине, Белоруссии, Таджикистане… Авторские концерты композитора состоялись в г.г. Москве, Киеве, Берлине, Челябинске, Самаре, Уфе, Душанбе. Произведения Подгайца прочно вошли впедагогический репертуар музыкальных школ, училищ и ВУЗов. Большое число сочинений композитора в различных жанрах опубликованы издательствами «Музыка» и «Композитор».
Французская фирма Opus 111 выпустила CD с записью «Весенней мессы» ( Missa Veris ) для детского хора органа, а также авторский CD Подгайца «VOX SPIRITUALIS». Фирмой «Артель «Восточный ветер» («Артсервис») издано 4 авторских диска: «Танцующий эльф» с камерной музыкой композитора (2003), «Тройной концерт и Двойной концерт»( 2004), «Бахчиев-концерт и Липс-Концерт» (2005), «Как нарисовать птицу» (2006).
Осенью 1999 года в Москве, Петербурге и Краснодаре состоялся фестиваль музыки Подгайца, посвящённый 50-летию композитора. Три оперных спектакля и пять авторских концертов, прошедших с большим успехом представили широкий спектр музыки композитора: симфоническую, хоровую, камерно-инструментальную, вокальную.
В декабре 2000 года на Международном фестивале баянистов и аккордеонистов в Москве обязательным сочинением был Концерт для баяна и камерного оркестра. В 2001 году были созданы три крупных произведения, премьры которых состоялись в 2002 году в Германии, США и России: «Липс-концерт» для баяна и симфонического оркестра, Концерт для гитары и камерного оркестра и «Нью-Йоркская месса» для хора, камерного оркестра и органа.
В 2002 году газета «Музыкальное обозрение» назвала Подгайца «Композитором года». Подгайц – один из авторов коллективного сочинения – Концерта для симфонического оркестра «10 взглядов на 10 заповедей», посвященного газете «Музыкальное обозрени». В мае 2003 года на фестивале в г. Бовэ (Франция ) М. Ростропович продирижировал премьерой сочинения для оркестра виолончелей «Post festum», написанного по его просьбе. В июле 2005 года в Лондоне состоялась премьера Второй симфонии в исполнении Лондонского симфонического оркестра под руководством М. Ростроповича.
В 2006 году состоялся дирижёрский дебют композитора. В Париже Подгайц с успехом продирижировал своим Двойным скрипичным концертом.
Сочинения Подгайца звучали в исполнении крупнейших музыкантов. Среди них дирижёры: М. Ростропович, Р. Кофман, В. Полянский, В. Синайский, В. Понькин, С. Сондецкис; Солисты: Ю. Башмет, Ф. Липс, М. Секлер, Л. Амбарцумян, А. Брусиловский, В. Фейгин, Л. Казарновская, А. Волков, А. Гиндин, А. Бузлов, А. Дресслер, Антигони Гони, Св. Липс; Детский хор «Весна» п/р А. Пономарёва Камерный оркестр«Времена года» п/р Вл. Булахова, Камерный хор Московской консерватории п/р Б. Тевлина, Латвийский государственный хор, Саратовский хоровой театр п/р Л. Лицовой, Хор «Духовное возрождение» п/р Л. Конторовича, Хор Казанского музыкльного училища п/р Л. Дразниной.
Статьи о творчестве Подгайца вошли в издающийся в Оксфорде Гроуновский энциклопедический словарь, а также в российское энциклопедическое издание «Музыканты мира».
По сообщениям OmskInform.ru и соб. инф.