елизарь
Начнутся гастроли 25 мая – на сцене Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева будет звучать музыка П. Чайковского: Белорусский балет покажет постановку О. Костель «Анна Каренина».
Этот же балет будет показан на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля 26 и 27 мая – в рамках ХХХVI Международного фестиваля классического балета им. Р. Нуриева в Казани.
Далее спектакль «Анна Каренина» увидят в Башкирском государственном театре оперы и балета в Уфе – 30 и 31 мая.
Со 2 по 6 июня Большой театр Беларуси впервые выступит на сцене Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М. И. Глинки. В рамках XIV Международного фестиваля балета «В честь Екатерины Максимовой» будут показаны балеты «Лебединое озеро» и «Анна Каренина». Дирижировать этими спектаклями в Челябинске будет дирижер белорусского Большого театра, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Николай Колядко.
Завершатся гастроли 8 июня в Тюменской филармонии показом балета «Анна Каренина».
Главные партии в постановках исполнят ведущие солисты: народные артисты Беларуси Антон Кравченко, Игорь Артамонов, заслуженные артисты республики Людмила Хитрова, Марина Вежновец, Юрий Ковалев, а также Константин Белохвостик, Виктория Тренкина, Татьяна Уласень, Владимир Руда и другие.
«Лебединое озеро». Балет П. Чайковского
«Хореография Елизарьева,
– пишет музыкальный критик Надежда Бунцевич (Беларусь),
– направлена не на разрушение, а на созидание. Он не опровергает созданное до него, а наполняет новыми смыслами, логикой развития. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, как он редактирует классику, ничего в ней не ломая, а только улучшая… О каждом балете Елизарьева можно говорить бесконечно. И также бесконечно смотреть эти спектакли…»
«Бережно сохранив «золотые» страницы хореографии, Елизарьев внес свою лепту в хореографическую ткань «…Озера»,
– вторит этим словам балетный критик Александр Максов (Россия).
– Балет получился ярким, зрелищным, логически выстроенным и стилистически разнообразным. Кордебалет «лебединых сцен» предстал единым слаженным организмом, характерные танцы были исполнены темпераментно и пластически выразительно. А белорусские артисты подтвердили свое высокое мастерство…»
Эта постановка Валентина Елизарьева увидела свет в мае 2021 года. В балете переплетена хореография Льва Иванова, Мариуса Петипа, Александра Горского, Асафа Мессерера и Валентина Елизарьева. Художником-постановщиком спектакля выступил давний друг белорусского Большого Вячеслав Окунев, народный художник России.
Валентин Елизарьев ставил «Лебединое озеро» только в Токио, а в 1986-м выступил художественным руководителем белорусской постановки. Так что, можно сказать, что он впервые взялся за воплощение этого полотна на сцене родного театра.
Интересно, что в белорусском Большом постановщики всегда тяготели именно к счастливому финалу спектакля. Валентин Елизарьев не отошел от этой традиции:
«Во-первых, трагическое завершение этой истории сразу не приняла публика, с премьеры спектакля. А во-вторых, в балете должна жить надежда. Если нет надежды – человек лишается всего…».
«Я давно готовился к этой работе,
– говорил художественный руководитель Большого театра народный артист СССР и Беларуси во время работы над балетом,
– изучил много исторических материалов, поднимал архивы. Я не только реставрирую хореографический текст, но и возвращаю в спектакль номера, которые со временем были утрачены, например, Русский танец или Танец шутов.
Это большая работа – собрать воедино все компоненты спектакля, сделать логичной драматургию и вернуть на сцену этот спектакль в абсолютно новом художественном решении. Работаю с большим пиететом, прежде всего к музыке Чайковского, к своим коллегам-постановщикам, любимым артистам… Мне самому очень интересно соприкасаться с наследием великих мастеров прошлого…»
«Анна Каренина». Балет на музыку П. Чайковского
Этот спектакль – эмоциональный, чувственный, разбивающий вдребезги сердце – идет на белорусской сцене уже четвертый год. Но каждый раз постановка собирает аншлаг.
Впервые в афише Большого театра Беларуси балет по мотивам известного романа Льва Толстого появился в 2019-м. Премьерную постановку (в двух актах на музыку Петра Чайковского) осуществила балетмейстер (она же автор либретто) лауреат международных конкурсов Ольга Костель.
Музыка Чайковского, как считают постановщики, передает сам дух времени романа «Анна Каренина». Объединяя произведения Чайковского и Толстого, эстетика литературного и музыкального языков того времени словно объединяется… Безусловно, можно бесконечно рассуждать о Чайковском как о культурном явлении, но композитор каждый раз рождается тогда, когда звучит его музыка. И каждый раз интерпретация, условия исполнения создают новый его облик.
«Наш спектакль – о конфликте живого человека и механистичного общества, конфликте живого чувства и псевдонравственности,
– говорит балетмейстер Ольга Костель.
– Анна – очень сильная женщина, и она остается таковой до конца, полностью осознавая как свои поступки, так и их последствия. Фактически став жертвой обстоятельств, она не принимает позиции жертвы. Мне хочется показать и то, как другие люди, связанные с Анной, реагируют на вызовы реальной жизни, ведь жизнь часто нерациональна и несправедлива…
Мы, сегодняшние, живем так же сложно, как герои Толстого. Как себя ведем? Как вообще в таких ситуациях надо себя вести?.. Вместо подлинников нам постоянно подсовывают эрзац и говорят: это и есть счастье. Всюду латекс и силикон. Гели для душа называют «Счастьем», кремы для рук – «Восторгом», шоколадные батончики – «Райским наслаждением»…
Лев Николаевич Толстой возвращает все на круги своя. При этом он предельно искренен, честен – это сейчас не в моде. Но когда приходит беда, люди ищут ответы на свои мучительные вопросы именно у Толстого…»
Пресс-служба Большого театра Беларуси