7 октября 2024 в Зале Зарядье выступит Российский национальный оркестр под управлением Кристиана Кнаппа. Программа приурочена к 150-летию со дня рождения Чарльза Айвза.
Российский национальный оркестр был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою более чем тридцатилетнюю творческую жизнь оркестр обрел международную известность и безусловное признание публики, став олицетворением русской музыкальной традиции и одним из ее ярчайших символов.
Кристиан Кнапп на протяжении двенадцати сезонов является дирижёром Мариинского театра. Триумфально дебютировав на сцене Мариинского театра в 2011 с оперой «Электра» Штрауса, Кристиан Кнапп удостоился специального приглашения на должность постоянного дирижёра от художественного руководителя театра Валерия Гергиева.
Айвз – один из основателей американской национальной композиторской школы. При этом творчество его полно парадоксов. В его музыке видели черты авангарда, мистические идеи философии трансцендентализма, влияние политических и социальных явлений. Эти взгляды лишь частично отражают специфику мышления композитора, и метафоричность его музыкального языка продолжает становиться предметом исследований и интерпретаций.
«Три места в Новой Англии» – одна из самых известных сюит композитора. В ней ярко отражены характерные черты его стиля – многослойность музыкальной ткани с одновременными проведениями разных мелодий, часто известных гимнов и маршей, звуковые массы и тон-кластеры, внезапные тембровые контрасты. Сюита состоит из трех частей: «Сент-Годенс в бостонском парке», «Лагерь Патнэма в Реддинге, штат Коннектикут» и «Хусатоник у Стокбриджа».
«Вопрос, оставшийся без ответа» относится к философским музыкальным произведениям Айвза – это его версия поиска смысла жизни. Сочинение разделено на три смысловых пласта. Первый «слой» – фон струнных из простых аккордов, который Айвз назвал молчанием друидов, «которые ничего не знают, ничего не видят и ничего не слышат». Второй – партия трубы, олицетворяющая собой вопрос, который прозвучит в её исполнении семь раз. Третий пласт пьесы образуют деревянные духовые, ведущие «поиски неведомого ответа».
Также в концерте прозвучит «Ноксвилл, лето 1915 года» Сэмюэла Барбера – ностальгическое произведение для сопрано с оркестром (солистка – Лилия Гайсина», в котором представлен идиллический взгляд ребенка на жизнь в маленьком городке. И сочинение ныне живущего американского композитора Джона Адамса – симфонию «Доктор Атом». Это симфоническая сюита из его одноименной оперы, повествующая о драматическом моменте современной истории, когда Оппенгеймер впервые испытал атомную бомбу и навсегда изменил наше будущее.
Пресс-служба зала «Зарядье»