Still current или «Неподвижный поток». Так называется спектакль-балет, который в эти дни представляют на сцене Театра имени Моссовета артисты лондонской труппы «Сэдлерс Уэллс».
Руководит ею хореограф Рассел Малифант, которого в Туманном Альбионе называют не иначе, как «ведущим творцом современного танца». Гастроли труппы проходят в рамках Международного театрального чеховского фестиваля и перекрёстного Года Великобритании и России.
Невероятная гибкость и пластика актеров этой балетной труппы вскружила головы многим критикам британской прессы. Чопорные английские театроведы на комплименты не скупились.
«Тела актеров будто лишены костей, они как ртуть – с непостижимой легкостью перетекают в сложнейшие танцевальные комбинации»,
– писали они. Их грациозную манеру исполнения сравнивают с «летающей» хореографией Вацлава Нижинского – ярчайшей звезды дягилевской труппы.
«Наш балет действительно основан на фотографиях Вацлава Нижинского в различных партиях и на его личных рисунках. Он удивительно тонко смог передать ритм движений на бумаге. Конечно, таких прыжков, какими славился Нижинский, мы не исполняем. Но наши танцовщики тоже стараются передавать глубокую эмоциональность»,
– отмечает режиссер и хореограф Рассел Малифант.
Автор постановки и по совместительству один из её главных исполнителей – Рассел Малифант не только опирался на классический опыт, но и привнес в спектакль личные открытия. Причем не столько хореографического характера, сколько… врачебного.
Кроме Королевской балетной школы в Лондоне Малифант закончил ещё в медицинский, где скрупулезно изучал анатомию, биомеханику и физиологию.
«Я знаю секреты, как привести тело к мышечному равновесию, затратив меньше энергии, чем тратится обычно. Это дает эффект контактной импровизации, соединения силы, точности движений и одновременной чувственности»,
– раскрывает секреты Рассел Малифант.
Какие ещё есть секреты у этой балетной труппы, уже после представления выясняла пытливая публика. Выяснилось, что этот танцевальный коктейль не возможен без элементов йоги, гимнастики цигун и даже бразильской капоэйры. Но на этом вопросы не закончились.
Музыка, как и хореография, для Рассела Малифанта существует в синтезе. Поэтому на сцене звучат то мелодии современников – Армана Амара или Энди Клутона, то композиции Эрика Сати – известного реформатора европейской музыки первой четверти XX века.
«Но всё же музыка здесь не главное»,
– утверждает хореограф. В отличие от света. Именно он все полтора часа связывает кружащиеся силуэты на сцене.