17 сентября 2024 Бахрушинский театральный музей представит в Софии еще один зарубежный проект – выставку “Большой балет Юрия Григоровича”.
Эра Григоровича – это период с 1965 по 1995 годы, когда в Большом балетом руководил Юрий Григорович. За 70 лет творческой деятельности Юрий Григорович (р. 2 января 1927) поставил свыше 20 балетов. Эти спектакли были показаны в разные годы как минимум в 50 странах мира.
“Юрий Николаевич Григорович – большой друг Бахрушинского музея,
— говорит генеральный директор Бахрушинского театрального музея Кристина Трубинова.
— Мы создавали выставки к его юбилейным датам на своей площадке, в европейских столицах, в Большом театре.
В новом выставочном проекте собраны более 70 фотографий из коллекции Бахрушинского музея. Здесь представлены самые яркие спектакли Юрия Николаевича. Экспозиция рассказывает о том, как Григорович сделал Большой театр таким, каким его знает сегодня весь мир”.
Большая часть проекта – фотографии и афиши спектаклей “Спартак”, “Щелкунчик”, “Легенда о любви”, “Каменный цветок”, “Золотой век”, “Иван Грозный”, а также авторские редакции классических постановок: “Лебединое озеро”, “Дон Кихот”, “Спящая красавица”, “Раймонда”, “Баядерка”.
“Я – за сюжетный спектакль, где действуют герои, наделенные сильными страстями и сложными характерами; за произведение больших чувств, острых столкновений, энергичных конфликтов”,
— говорил Григорович.
Именно Григорович вывел на первый план мужчин. Благодаря его постановкам зритель смог оценить мощь и красоту мужского танца. Владимир Васильев, Михаил Лавровский, Марис Лиепа, Борис Акимов, Юрий Владимиров — эти имена не сходили с афиш по всему миру.
Экспозиция демонстрирует фрагменты репетиций Юрия Григоровича с великими артистами. А в его легендарной постановке “Спартака” мужчины впервые перетанцевали женщин, причем абсолютно и категорично.
Кстати, у гениального хореографа отношения с танцовщиками складывались не всегда идеально. “Маленьким Сталиным” называла знаменитого хореографа Майя Плисецкая. В ущерб Майе Григорович выдвигал на центральные роли Наталью Бессмертнову, на которой женился в 1968 году.
О творческом союзе Григоровича и Бессмертновой также рассказывают на выставке. Конфликт с Плисецкой перерос в войну. В 1988 году Григорович отправил на пенсию Владимира Васильева, Нину Тимофееву, Михаила Лавровского, Екатерину Максимову, Наталью Бессмертнову и Плисецкую.
Отдельную часть выставки составили фотографии балетмейстера с бессменным соавтором — художником Симоном Вирсаладзе (1909 — 1989). Вирсаладзе называли “художником, одевающим танец”. Его эскизы декораций и костюмов к балетам Григоровича передают поэзию тех спектаклей.
Наталья Соколова, “РГ“