17 февраля 1903 года Мариус Петипа получил письмо, в котором император Николай II изъявлял желание, чтобы тот оставался первым балетмейстером до конца жизни.
Творческая деятельность Мариуса Петипа в России продолжалась более полувека. Он поставил свыше 60 спектаклей, создал свод правил балетного академизма.
Его постановки отличались мастерством композиции, стройностью хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий, он сделал музыку одним из главных действующих лиц балета. Не случайно балет конца XIX века называют эпохой Петипа.
«Я имел честь служить четырем императорам: Николаю I, Александру II, Александру III, Николаю II. За время моей службы судьбы императорских театров были в руках пяти министров Двора и восьми директоров. Шестьдесят лет службы на одном месте, в одном учреждении, явление довольно редкое, выпадает на долю немногих смертных»,
– писал Петипа в своих мемуарах.
Более тридцати лет он занимал должность главного балетмейстера и по «желанию» Николая II оставался им до конца своих дней. Невозможность уволить Петипа вызвала недовольство нового директора императорских театров Владимира Аркадьевича Теляковского, который стал чинить ему препятствия в постановках.
Постоянно вмешивался в творческий процесс, делал некомпетентные замечания и давал невыполнимые указание. Хотя, несмотря на преклонный возраст, творческие способности балетмейстера отнюдь не угасали, его ум оставался живым и ясным, а энергия и работоспособность были удивительными.
«Петипа шел со временем в ногу, шел за растущими дарованиями, которые позволяли ему раздвигать творческие рамки и обогащать палитру спектакля свежими красками»,
– вспоминал артист балета Николай Солянников. Балетная труппа, как могла, поддерживала Петипа, но из-за конфликта с дирекцией театр фактически оставался без балетмейстера вплоть до конца жизни Мариуса Ивановича.
Среди балетных шедевров Мариуса Петипа – «Эсмеральда», «Спящая красавица», «Сильфида», «Щелкунчик», «Тщетная предосторожность», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Корсар», «Жизель», «Баядерка» и другие постановки. Многие из его балетов сохраняются в современном репертуаре как выдающиеся образцы хореографического наследия XIX века.