XXI Международный музыкальный фестиваль «Харьковские ассамблеи. Противление злу искусством» завершился гимном миру и радости.
Казалось бы о каком музыкальном международном фестивале в Харькове сейчас может идти речь, когда иностранцев в Украину не пускают, а в городе, расположенном в нескольких десятках километров от границы, полно беженцев и раненых?! Когда цены растут день ото дня и каждое общественное мероприятие чревато политическими провокациями, а возможно и терактами?
Между тем, у организаторов традиционного международного фестиваля «Харьковские ассамблеи» – руководителей ХНУИ им. Котляревского, сомнений, быть ли нынешнему фестивалю, не было. Татьяна Веркина, ректор вуза уверена, что музыканты не могут сегодня стоять в стороне от общественных процессов.
«Именно сейчас классическая музыка должна звучать чаще в концертных залах, на телевидении, по радио»,
– считает она.
Нынешний фестиваль посвятили творчеству Бетховена. И это было решено без привязки к памятной дате либо еще чему-то. Устроители праздника шутят, дескать, позапрошлый фестиваль был посвящен Моцарту – его музыка помогает от болезней, прошлогодний – Вивальди, его музыка для любви. Ну а нынешний повзрослевший – двадцать первый фестиваль стал Бетховенским – эта музыка для ума, чтобы «крышу не сносило»…
Кстати, 16 октября в Киеве состоялась очередная кровавая потасовка, и в Харькове также планировались что-то аналогичное. Но как то все обошлось… Количеству участников нынешнего фестиваля можно только удивляться. В Харьков съехались именитые исполнители из Австрии, Мексики, Швейцария, Германия, Испании, Франции. И это отнюдь не ради особых почестей или внушительных гонораров, хотя билеты на концерты некоторых из приглашенных музыкантов в европейских залах стоят сотни евро.
К тому же, к примеру, известному баритону Кристиану Хильцу Немецкое консульство ехать в Украину, мягко говоря, не рекомендовало из соображений безопасности. Но он все равно приехал и пояснил свою позицию следующим образом:
«Музыка Бетховена очень концептуальна и эмоциональна. Кроме того, это очень структурированная и интеллектуальная музыка. Это своего рода битва за человеческое и Божественное, и если вы хотите понять эту музыку, то вы должны в этой битве участвовать».
Среди заграничных гостей фестиваля были и давние выпускники некогда Харьковской консерватории, которые сегодня приехали поддержать родную страну, внести свой вклад в торжество мира на украинской земле.
«Вначале мы определили даты проведения фестиваля и некоторые сомневались, что все дни будут заполнены концертами. Но потом оказалось, что не только каждый день, но иногда дважды в день были выступления. И фестиваль при желании можно было бы продлить как минимум на неделю – не все желающие выступить поместились в нашу программу. Получился настоящий двадцатидневный марафон для подлинных любителей музыки»,
– рассказывает Ирина Сухленко, исполнительный директор фестиваля.
Стержнем фестиваля стал симфонический оркестр университета. На открытии под руководством австрийского дирижера Антонио Лизарраги были исполнены Седьмая симфония Бетховена и Четвертый концерт для фортепиано с оркестром – один из самых трудных в репертуаре пианиста (солистка Анна Сагалова).
Под руководством профессора Высшей консерватории Астурийского княжества (Испания) Юрия Насушкина были исполнены знаменитая Пятая симфония и Первый фортепианный концерт (солистка Мария Бондаренко). Важнейшей частью фестиваля были мастер-классы гостей, на которых харьковские студенты имели уникальную возможность стать участниками творческой лаборатории, профессионального общения с признанными европейскими педагогами. В этом году это профессоры Денис Северин (виолончель, Швейцария), Татьяна Корсунская (камерное пение, Швейцария), Лидия Стратулат (камерный ансамбль, Испания), Кристиан Хильц (академический вокал, Германия).
Не обошлось и без сюрпризов: Денис Северин подарил харьковчанам скрипку. Музыкант сейчас работает в Базеле в консерватории, которая специализируется на старинной музыке. Там есть и ассоциация, которая занимается оказанием помощи музыкантам. По решению ассоциации достаточно старую ( 1930 года изготовления) мастеровую скрипку привезти в Украину и передали в безвозмездное пользование украинским студентам.
Не секрет, что даже в филармонических залах музыка Бетховена сегодня звучит довольно редко, современные музыканты обычно предпочитают современных авторов. К тому же произведения Бетховена трудны для исполнения и их редко берут в репертуар. Можно без преувеличения сказать, что многие зрители фестиваля именно здесь заново открыли Бетховена. На нашей территории с несчастной судьбой поголовно музыкального невежества, для многих слушателей – это композитор трех-четырех произведений (или мелодий), которые к тому же трактуются достаточно спорно.
Существующие штампы характеризуют все творчество Бетховена как пафосную, драматичную, торжественную музыку, и многие не решаются признать, что в ней много романтики и света. Это подтверждает Девятая симфония. Многие знают, что одна из тем этого произведения получившая название «Ода к радости», является Гимном Евросоюза, но общая концепция симфонии, которая собственно и отражает авторскую идею, почти никому не знакома. Исполнение этого произведения на закрытии фестиваля стало подлинным триумфом. На сцене в Харьковском национальном академическом театре оперы и балеты имени Н. Лысенко было более 800 человек: два симфонических оркестра (университета и оперы) и три хора (два студенческих и театральный). Можно только удивляться как с такой «кучей народища» справился Виктор Плоскина, главный дирижер, музыкальный руководитель театра. По его мнению, музыка Бетховена вне времени и границ.
«Мы все – люди и наша главная ценность- любовь к жизни. Ведь она прекрасна. Она полна вещей, от которых нужно получать удовольствие, а не «тянуть лямку», мучиться. Счастье – это сама возможности жить»,
– утверждает дирижер.
Резюмируя торжественную часть закрытия фестиваля, ректор ХНУИ Татьяна Веркина отметила, что основная проблема в Украине – отсутствие всякой поддержки культуры и искусства, в частности.
«В программе политиков вообще отсутствуют слова «культура и искусство», несмотря на то, что мы действительно стремимся в Европу. Сегодня мы почувствовали себя гражданами, людьми, нацией. Все люди – личности уникальные в своем роде, важно осознать это, не выживать, а жить. И научить этому может первый среди великих не только музыкант, но и человек, личность. В этом году «героем» фестиваля должен был стать именно Бетховен. Он верил в нас, он верил в Человека. И именно поэтому его музыка объединила Европейский Союз и весь мир. Потому что создать такой гимн, который объединил бы многие народы, мог только Бетховен!”
– считает музыкант.
Наталья Ярош, “Утро”