Настоящий новогодний музыкальный подарок преподнёс слушателям ансамбль «Московия» — 4 января 2013 года в концертном зале им. П.И. Чайковского коллектив под управлением своего основателя и бессменного художественного руководителя устроил «Новогодний бал с Эдуардом Грачом».
Январское выступление «Московии» уже стало традицией и непременным атрибутом новогодней недели в рамках филармонического фестиваля искусств «Русская зима».
В этом году в составе оркестра выступили три лауреата международных скрипичных конкурсов, ученики Эдуарда Грача — Айлен Притчин (концертмейстер оркестра), Екатерина Валиулина и Дарья Кручёнова, а также ученик Юрия Башмета альтист Юрий Атвиновский.
Музыканты вышли в карнавальных масках, маэстро появился в ослепительно белом пиджаке, под одобрительный гул зала натянул на голову традиционный красно-белый колпак Санта-Клауса и взмахнул палочкой — концерт начался! Открыла его полная музыкального юмора фантазия на темы двух супер хитов: российской песенки «В лесу родилась елочка», и американской «Jingle, Bell», которая на Рождество звучит во всём мире.
Программа бала была скомпонована мастерски и не менее мастерски исполнена. Вёл её Пётр Татарицкий, придававший балу возвышенный оттенок чтением сонетов Петрарки, стихов Поля Верлена, Виктора Гюго на французском языке, сочинений Иосифа Бродского и Карины Филипповой.
Главными героями этого праздника стали великолепная музыка и праздничная атмосфера, объединившая эстраду и зал. При том, что каждый второй из оркестрантов — учеников маститого педагога метит в солисты, никто «не тянул одеяло на себя» — основными качествами исполнения были безупречный вкус и точное чувство ансамбля.
Нетривиально прозвучала увертюра к «Севильскому цирюльнику» Дж. Россини в исполнении струнного оркестра — без духовой секции. Тем не менее, яркие, ликующие скрипки быстро примирили с её отсутствием – так изящно это было сделано. В этом безусловная заслуга удачной инструментовки, причём стоит отметить, что оркестровки для всей этой программы были сделаны очень профессионально.
Вероятно, в тот вечер не в лучшей вокальной форме была сопрано Ольга Луцив-Терновская — для арий бельканто Розины и Линды её голосу не хватало подвижности и блеска. Сцена Саффи из «Цыганского барона» И. Штрауса-сына прозвучала у певицы гораздо лучше — так же, как и танго «Букет цветов из Ниццы».
Настоящий праздник грянул во втором отделении, когда в блестящем исполнении лауреатов международных конкурсов зазвучали танго Астора Пьяцоллы: Meditango (А. Притчин), легендарные Oblivion (Ю. Атвиновский, которому прочат успех на предстоящем конкурсе альтистов Башмета) и Libertango. Они обрамляли букет очаровательных и не менее легендарных танго первой половины века двадцатого: «Ревность» (Е. Валиулина, А. Притчин), «Cumparasita» (Д. Кручёнова), «El Choklo» (А. Притчин). Получился великолепный ретро-пир танго.
Темперамент Айлена Притчина выливался в яркое, блестящее звучание скрипки, тогда как лицо его просто лучилось удовольствием, которое сам он получает от исполняемой музыки, — неважно, играл ли он в оркестре или солировал. В этом он прав — подобную музыку нужно исполнять или с удовольствием и блеском, либо не исполнять вовсе.
Маэстро Эдуард Грач завершил концерт так же, как заканчивается ежегодный новогодний концерт Венских филармоников в Золотом зале Musicferrain – «Радецки маршем», традиционно сопровождаемым овацией зала в ритме исполнения.
Несмотря на каникулярное время новогодних праздников, когда многие жители покидают столицу, зал был практически полон, а на улице спрашивали лишний билет.
Новогодний бал с Эдуардом Грачем и Камерным оркестром «Московия»
Солисты:
Ольга Луцив-Терновская, сопрано;
Валентина Василенко, фортепиано;
Айлен Притчин, скрипка;
Екатерина Валиулина, скрипка;
Дарья Кручёнова, скрипка;
Юрий Атвиновский, альт;
Александра Тихонова, арфа;
Ведущий концерта, чтец стихов Петрарки, П. Верлена, В. Гюго, И. Бродского, К. Филипповой — Пётр Татарицкий.
I отделение
Jingle Yolochka – (Новогодняя шутка)
Дж. Россини – Увертюра к опере Севильский цирюльник»; Каватина Розины из оперы «Севильский цирюльник». Солистка – Ольга Луцив-Терновская;
К. Дебюсси – Танцы для арфы и оркестра. Солистка – Александра Тихонова;
Г. Доницетти – Каватина Линды из оперы «Линда де Шамуни». Солистка – Ольга Луцив-Терновская;
И. Штраус – «Пришла любовь» по мотивам оперетты «Цыганский барон». Солистка – Ольга Луцив-Терновская
И. Кальман – Фантазия на темы из оперетт. Партия ф-но Валентина Василенко.
II отделение
Г. Миллер – Фантазия на темы из к/ф «Серенада Солнечной долины». Партия ф-но – Валентина Василенко;
А. Пьяццолла – Meditango. Солист – Айлен Притчин;
А. Пьяццолла – Oblivion (Забвение). Солист – Юрий Атвиновский;
Я. Гаде – Jealousy (Ревность). Солисты: – Екатерина Валиулина и Айлен Притчин;
Д. Будаи – «Букет цветов из Ниццы». Солистка – Ольга Луцив-Терновская;
М. Родригес – Cumparasita. Солистка – Дарья Кручёнова;
М. Родригес – El choklo. Солист – Айлен Притчин;
К. Гардель – Por una Cabeza (Безумие) – саундтрек к к/ф «Запах женщины»,
А. Пьяццолла – Libertango,
И. Штраус – Perpetuum mobile,
Бис: И. Штраус-отец – Марш Радецкого.
Концертный зал им. П. И. Чайковского
4 января 2013 года
Владимир Ойвин, “ClassicaFM”