В театре «Ла Скала» вопреки многочисленным протестам корифеев труппы состоялась премьера оперы «Дон Карлос».
Как уже рассказывали «НИ», сезон в знаменитой итальянской опере начался со скандала, который разгорелся не столько вокруг художественных достоинств оперы, сколько вокруг нынешнего положения театра.
Вызвано это тем, что итальянское правительство резко сократило расходы на культуру. В итоге закулисные интриги и финансовые проблемы этого театра обрели мировую известность.
Директор легендарной оперы Стефан Лисснер не раз заявлял о том, что финансовое положение «Ла Скала» очень тяжелое.
Из-за финансового кризиса правительство Берлускони решило значительно сократить расходы на культуру, бюджет которой в этом году составил 922 млн. евро. Конечно, не обошли проблемы стороной и оперу.
3 из 14 оперных домов Италии – в Генуе, Неаполе и Вероне – обанкротились. В них введено внешнее управление. 2009 год будет, по словам Лисснера, самым тяжелым за всю историю существования «Ла Скала». Опера получит из бюджета на 10 млн. евро меньше, чем в 2008 году.
Решение правительства сократить расходы на «Ла Скала» вызвало резкие протесты у итальянцев, которые собрали 7 тыс. подписей под воззванием оставить культуру в покое. Пока борьба за ассигнования на оперу только разгорается, другой скандал уже на пике.
Небольшая группа артистов и музыкантов «Ла Скала» потребовала повышения зарплаты и пригрозила в случае отказа годичной забастовкой. Электрики, сантехники, билетеры и другие работники сцены в знак протеста захватили здание оперы, построенное в XVIII веке. Надев маски вампиров, они разбрасывали из лож фальшивые деньги.
«У артистов большие проблемы с самомнением. Если обслуживающий персонал не выйдет на работу, то опера просто не сможет функционировать»,
– говорит Джанкарло Альбори, представитель профсоюза работников сцены. Однако с ним не согласен Сандро Малатеста, чиновник из профсоюза Фиалс, который поддерживает певцов и музыкантов:
«Слава «Ла Скала» зависит только от нас».
Страсти разгорелись нешуточные. Артисты жалуются на угрозы со стороны техников.
«Я боюсь встречаться с ними в коридоре или за кулисами»,
– говорит сопрано Барбара Виньюделли. Кипят страсти и в оркестровой яме. Один из скрипачей, ставший на сторону обслуживающего персонала и участвовавший в концерте в их поддержку, утверждает, что музыканты из противоположных лагерей перестали разговаривать друг с другом.
Открытие сезона спасла лишь заключенная в последнюю минуту сделка по дележу прибыли от трансляций по радио и телевидению, что принесет небольшой доход театральным работникам. Артисты отказались от забастовки, но Малатеста считает, что это лишь временное затишье, поскольку главная проблема так и не решена.
Сергей Лавинов, “Новые Известия”