23 января оркестр Государственного театра оперы и балета РК впервые за долгое время даст большой симфонический концерт, в программу которого войдут произведения двух гениальных композиторов, кардинально изменивших развитие западноевропейской музыки,- Вольфганга Амадея Моцарта и Рихарда Вагнера.
Слушателям представят самые известные произведения: увертюру к опере «Свадьба Фигаро» и 40-ю симфонию Моцарта, увертюры к операм «Летучий голландец», «Риенци», «Тангейзер» и начало третьего акта оперы «Валькирия» Вагнера. О предстоящем концерте «Моцарт. Вагнер. Отражение в вечности» рассказал главный дирижер театра Азат Максутов.
– Чем обусловлен выбор репертуара для концерта?
– Моцарт – это всеми любимая классика, наверное, самые популярные его произведения: увертюра к «Свадьбе Фигаро» и 40-я симфония. Кроме того, я неожиданно для себя узнал, что 40-я симфония на сцене театра оперы и балета еще никогда не звучала, хотя, вообще-то, она входит в репертуар практически каждого оркестра. Рихард Вагнер интересен не только как один из реформаторов оперного жанра, но и самого симфонического оркестра — он расширил его границы, показал его новые возможности.
Таким образом, у наших зрителей появится возможность проследить, как поменялся оркестр со времен Моцарта до эпохи Вагнера, который потрясающе расширил его состав, ввел новые инструменты. К тому же хотелось показать, на что способен еще и наш собственный оркестр. К сожалению, в Сыктывкаре есть некий вакуум в плане исполнения классической академической музыки, тем более симфонической.
Ресурсы нашего оркестра используются не в полной мере: мы играем оперу, балет, мюзикл, оперетту, концерты с участием солистов, но симфонических программ очень мало, и хотелось бы это исправить. Что касается произведений Вагнера, исполнив их, оркестр откроет для себя новые горизонты: играть его довольно сложно – каждое произведение для музыкантов — это очередной профессиональный вызов.
– Вы сказали, что симфоническую музыку в исполнении оркестра можно услышать нечасто. Не было условий? Когда в последний раз музыканты театра давали такой большой симфонический концерт?
– Честно говоря, я не помню, когда оркестр играл полноценный симфонический концерт в двух отделениях, очевидно, очень давно. Чтобы сделать такой концерт, необходим целый комплекс условий. Во-первых, это состав. Раньше наши возможности были очень ограничены, но в этом сезоне оркестр расширился на девять музыкантов — к нам приехали работать из Челябинска, Петрозаводска, Йошкар-Олы.
Сейчас нас 47 человек, и мы можем играть Моцарта, Россини, но полноценно исполнять Бетховена, Брамса, не говоря уже о составе для Малера, Рихарда Штрауса, мы пока не можем. Во-вторых, нужна своя аудитория, публика должна быть подготовленной. В-третьих, нам надо не просто отыграть концерт, но и правильно подать его: рассказать про композиторов, про условия, в которых они творили.
Например, свою 40-ю симфонию Моцарт писал, когда пик его популярности в Вене был уже пройден и спрос на его произведения резко упал. В то время у него тяжело заболела жена, нужно было кормить детей, он весь был в долгах и поисках новых кредиторов. Ситуация нам знакома: финансовый кризис, стагнация в экономике, перекредитованность населения. Зная это, слушатели наверняка воспримут музыку по-другому, появится пища для размышлений. Не хочется, чтобы концерт был воспринят только как вечер приятных мелодий, под которые просто хорошо помечтать.
– Вы сами составляли программу концерта? Моцарт и Вагнер Ваши любимые композиторы?
– Да, материал выбирал сам. Безусловно, эти композиторы одни из самых моих любимых – с одной стороны, с другой — хотелось бы поделиться теми знаниями о Моцарте и Вагнере и об особенностях исполнения их музыки, которые получил в Германии во время учебы. Там мои воззрения на то, кто такой Вольфганг Амадей Моцарт, кто такой Рихард Вагнер и как их надо подавать, сильно изменились.
Я делаю ставку на то, что если зрителю все понравится, если появится запрос в Сыктывкаре на симфоническую музыку, у нас будет дополнительная аргументация, чтобы расширить штатную численность оркестра. Если мы сформируем запрос и будем убедительны, появится возможность изменить ситуацию с симфонической музыкой вообще в республике.
– Есть надежда, что симфонические концерты в репертуаре театра оперы и балета станут постоянными?
– Мне бы очень этого хотелось. И если у нас все получится, то в следующих программах мы представим публике Бетховена, Чайковского, Рахманинова, Брамса, продолжим включать в программу Моцарта и Вагнера.
– Как давно началась подготовка к концерту?
– Готовиться мы начали в конце ноября, но работа постоянно прерывалась: это и гастроли, подготовка к лайт-фестивалю, постановка оперы «Риголетто». В самом начале у меня еще были сомнения — справимся ли мы? Но потом я увидел, с каким азартом музыканты включились в процесс, и все сомнения сразу же отпали. Надеюсь, что от концерта «Моцарт. Вагнер. Отражение в вечности» удовольствие получат и зрители, и музыканты, для которых эта работа станет очередной ступенью профессионального роста.