Александр Комельков из Вологодского областного колледжа искусств выиграл Международный музыкальный конкурс для аккордеонистов и баянистов «Кубок мира-2015», прошедший в финском городе Турку.
В интервью баянист Комельков рассказал о том, почему российские инструменты — лучшие в мире и о конкуренции с музыкантами из Китая и Бразилии.
— Как подбирали программу для выступления на конкурсе?
— У меня была категория «Мастерс» — от 18 до 35 лет, в которой надо исполнять классическую и современную музыку. Программа рассчитана на 20 минут. Я играл несколько сочинений Баха, из современных — ростовского композитора Анатолия Кусякова и других. Помогал подобрать программу мой педагог — Вячеслав Михайлович Наумов. Так что чемпионство мое надо делить с ним пятьдесят на пятьдесят.
— Много времени репетируете?
— Всё свободное время, какое есть.
— Баянисты из каких стран показались вам самыми сильными конкурентами?
— Всего приехали участники из 25 стран. Были даже конкурсанты из Бразилии. Самыми сильными считаются Китай, Сербия и Россия. Китайцы вообще сейчас на многих музыкальных конкурсах самые первые. Правда, в этот раз призового места участники из Китая не заняли. Вообще, их русские научили играть на баяне, рассказали им наши секреты, после чего китайцы и стали побеждать.
— На инструменте какой марки играете?
— У меня баян марки «Юпитер», московская фабрика инструментов делает. Очень яркий инструмент, соответствуют всем международным стандартам. В Европе, кстати, все инструменты называют только аккордеонами. Баян — это российское название: кнопочный инструмент, там кругленькие клавиши, а на аккордеоне есть клавиаутра, как на пианино.
— Не собираетесь на импортный менять?
— Ни за что. Это один из самых известных инструментов в мире. Он и стоит 500 тыс. рублей. Куда же лучше? Я на него полтора года деньги копил. Купил два года назад, мне семнадцать лет было. А раньше на баяне «Рубине» играл.
— Почему вы выбрали именно игру на баяне?
— Меня родители в музыкальную школу привели, когда мне было девять лет. Я выбрал баян, а почему мне сильно хотелось на баяне — уже не помню.
— У вас на курсе девушки есть? Или женщинам сложно с таким тяжелым инструментом справляться?
— Я бы сказал, что баян – мужской инструмент, но и девушки, конечно, приходят учиться играть на нем. Тут все не от силы зависит, а от навыков. У меня, кстати, тоже случай был как раз на этом конкурсе, но несколько лет назад: прямо во время выступления ремень оборвался. Но выдержал, отыграл — мы же русские.
— Как считаете, играть на баяне — престижно?
— Сложно сказать. Мне нравится, что у баяна есть много возможностей. На баяне можно сыграть и как на органе, и как на флейте — для этого есть специальные регистры. Это очень популярный инструмент во всем мире.
— Какие у вас дальнейшие планы?
— Хочу еще раз съездить на «Кубок мира», но уже в категории «Сеньорс» — это абсолютная категория, в ней три тура, рассчитанные на часовую программу. И еще хочу поступить в Российскую академию музыки им. Гнесиных в Москве.
— А на эстраду не хотите попасть? После такого успеха-то.
— Мы учимся всему: и эстраде, и джазу, и классике. Не всё сразу дается, но я бы хотел попробовать. А вообще, конкурсы нужны, чтобы развиваться, а не чтобы их выигрывать.
— Музыку пишете?
— Конечно, и даже занял в 2013 году второе место по композиции на конкурсе, который у нас в Вологде проводится.
— Есть множество забавных поговорок о баяне — «На хрена козе баян», например, или «Хоронили тещу — порвали два баяна». Над вами не подшучивают в связи с тем, что вы на баяне играете?
— Да нет, наоборот, все зовут на праздниках поиграть. И дома часто просят. Музыкантам без этого никак. И на свадьбы приглашают. Везде, словом. А поговорки эти я даже ни разу не слышал.