В самом названии фестиваля “Слава Маэстро!” – оммаж, посвящение Мстиславу Ростроповичу, великому музыканту и известнейшему в мире педагогу.
Сегодня многие считают себя последователями и учениками Ростроповича: не только те, кто проходили через его класс “19” в Московской консерватории, но и те, кто хотя бы раз участвовал в уникальных мастер-классах, которые маэстро давал в России и за рубежом.
Идея Ольги Ростропович посвятить Мстиславу Ростроповичу фестиваль-мастерскую в Москве оказалась перспективной. В этом году общедоступные мастер-классы, участниками которых уже были Ван Клиберн и Давид Герингас, Максим Венгеров и Наталия Гутман, Дмитрий Башкиров и Бадри Майсурадзе, прошли с аншлагами на сцене Центра оперного пения Галины в третий раз.
Фестиваль открылся мастер-классом Галины Вишневской, посвятившей занятие с певцами разбору партии Татьяны в опере Чайковского “Евгений Онегин”.
Главным принципом для примадонны оказалось бережное отношение к замыслу композитора и великому искусству. К “Онегину” вернулись и на мастер-классе оперного режиссера Дмитрия Бертмана, взорвавшего аудиторию своим блестящим анализом партитуры Чайковского и показом приемов, инициирующих творческую фантазию артистов.
Среди участников нынешнего фестиваля – Игорь Бутман (саксофон), Энрико Диндо (виолончель), Виктор Третьяков (скрипка).
О том, какие приоритеты важны в организации такого образовательного фестиваля рассказала “Российской газете” Ольга Ростропович:
– Главное для нас – участие больших творческих личностей, у которых есть творческие идеи, есть чему поучиться. Это особенно важно в наш век, когда люди стали меньше читать, ходить на концерты, сидят в интернете. Откуда тогда черпать вдохновение, творческие идеи?
Скажем, мастер-класс Дмитрия Бертмана оказался сплошным открытием для всех – не только для артистов, но и для публики: как относиться к музыкальному тексту, как владеть своим телом, как понимать слова? Уверена, что многие, кто там был, тут же побежали перечитывать “Онегина”.
– Мстислав Ростропович постоянно проводил мастер-классы. Как он формулировал основные принципы для музыканта?
– Он всегда говорил: “мы – солдаты музыки, мы должны служить ей истово, быть честным перед собой и перед слушателями”. В мастер-классах он практически никогда не говорил о технических вещах, но советовал музыкантам создавать некую картинку и услышать звук, которым ты хочешь это сыграть. Воплотить звук, который слышишь – это было для него самым важным, а не приемы.
Не все ведь одинаково устроены физиологически: у кого-то руки, пальцы короче. Одному скажешь: сыграй так! А другому это будет неудобно. Кроме того, он всегда был категорически против, чтобы играли по нотам. Не знаешь текста наизусть – о какой музыке может идти речь!