Во Франции на берегах озера Анси завершился VI международный музыкальный фестиваль «Анси классик».
Инициаторами и душой праздника классической музыки являются французский музыкант Паскаль Эсканд, а также наш соотечественник, народный артист России – пианист Денис Мацуев.
Выдающийся российский музыкант поделился своими мыслями по поводу прошедшего фестиваля.
– Денис, Шестой фестиваль в Анси примечателен замечательными концертными программами. На этом празднике музыки множество самой разной публики. Сотни людей приезжают из разных стран мира, часто можно увидеть знакомые лица – это постоянные слушатели.
Как удается сохранять публику и привлекать новую аудиторию?
— Вы знаете, каждый раз, когда речь заходит о фестивалях, какая бы ни была программа, залы, артисты, очень важно попасть в энергетику того места, где эти события происходят.
Мы знаем немало примеров, когда вроде есть потрясающий состав артистов, переполненные залы, но вот что-то не складывается. То, что мы называем вдохновением, или химией, без которой этого праздника музыки, какой мы наблюдаем в Анси, просто бы не состоялось. И каждый раз, когда люди возвращаются в этот прекрасный по красоте регион Верхней Савойи, они пребывают в состоянии эйфории и потрясении среди такой ауры, магнетизма и красоты мест.
В городе царит удивительно дружеская атмосфера. И это один из тех непременных факторов, ради чего мы снова сюда приезжаем. Люди слушают не только ту музыку, которая часто исполняется, но и знакомятся с новыми музыкальными сочинениями, которых не встретишь порой и на филармонических афишах.
Что заставляет людей в 10-й – 20-й раз приходить и слушать фортепианные концерты Чайковского, Рахманинова, Прокофьева и Шостаковича? Наверное, каждый человек почерпнет из этой музыки для себя что-то ценное, без чего он не может существовать. Мы – артисты – это угадали, поэтому каждый в команде фестиваля вкладывает частичку своей души во благо творческого кредо форума.
Круг фестиваля расширяется с каждым годом: у нас есть свой большой фан клуб, огромное количество поклонников, которые приезжают со всего мира и стремятся попасть на этот фестиваль. Кстати, после Анси традиционно вступает в свои права его младший собрат фестиваль «Звезды на Байкале». Неслучайны оба этих фестиваля по времени, они перерастают друг в друга. Я уезжаю в Сибирь и постараюсь увезти туда частичку той теплой погоды, какую природа нам подарила в этот раз. Удивительно жаркие и солнечные дни, но при этом настроение полно творчества и энергии. Озеро Анси и окружающие его французские альпы – эти величественные горы, все это настолько близко для меня и несравнимо с Байкалом, огромным морем по своим исполинским размерам.
– Недавно отреставрированный концертный зал театра «Bonlieu» увы, не внушает достойной акустики. Что планируете делать с улучшением звука?
— В Анси точно будет еще один новый Концертный зал, соответствующий параметрам качества акустики. Дело в том, что зал театра не приспособлен для концертов классической музыки. Это изначально и не подразумевалось. Скажу другое. Не бывает плохих залов, бывают плохие исполнители, некачественные инструменты. В театре Анси нельзя сказать о том, что в нем плохая или ужасная акустика, ее можно захватить и модернизировать – у нас уже есть договоренность установки ракушки, будет меняться пол, надо избежать ковролиновых покрытий. В общем, работы еще немало, но мы преодолеем подобные трудности.
Я люблю такие залы, когда ты сопротивляешься, борешься, пытаешься захватить пространство, чтобы послать звук в каждую точку зала. Это нелегко, но, если получается, то успех довольно не меньший, чем после концертов в Карнеги-холле, Консертгебау, или Музикферайне.
– По традиции гость фестиваля – маэстро Юрий Темирканов и возглавляемый им оркестр Санкт-Петербургской филармонии, находящийся в резидентской функции. Каждая новая встреча с российским маэстро и его коллективом открывает Вам массу новых впечатлений. Мне кажется, Юрий Хатуевич уже настолько сроднился с фестивалем…
— Юрия Хатуевича отличает абсолютно уникальная концертная импровизационность. Мне хорошо запомнилась одна из его крылатых фраз, я люблю часто ее повторять в интервью или разговорах: “Если мы повторим на концерте интерпретацию, которая была на репетиции точь-в-точь, то мы, таким образом, не только потеряем живой эффект, но и практически убьем музыку”.
Удивительное чувство музицирования с ним на сцене – это огромное счастье для любого музыканта. Этот человек – великий романтик, один из последних, наверное, романтиков в мире. Руки его говорят и выражают очень многое. Как говорили о руках Рахманинова: «Эти руки стоят миллионы». Так вот я уверен, что руки Юрия Хатуевича стоят точно не меньше. Они уникальны сами по себе: они говорящие, они сотворяют новые неизведанные интерпретации.
Мы с Юрием Темиркановым уже девять лет выступаем вместе по всему миру, и я особенно счастлив нашей удивительной дружбе. Это очень искренний и душевный человек не только на сцене, но и в жизни, абсолютно преданный своему делу, честнейший, с уникальными достоинствами художник. Я очень многому у него научился не только на сцене, но и в жизни.
— Отдельная страница фестиваля – это новые имена, победители международных конкурсов. Кого Вы открыли слушателям в фестивальной программе этого года?
— Александр Малофеев и Илья Ломтатидзе – талантливые молодые ребята, у которых впереди большое будущее. Каждый из них – это абсолютное явление в нашем фортепианном мире, ведь думать о таком созвездии имен, к примеру, лет 20 назад было просто невозможно. Здесь речь идет не о техническом совершенстве каждого из этих молодых ребят, хотя оно уже само по себе феноменально и беспрецедентно.
И Александр, и Илья – глубокие музыканты, это уже сложившиеся артисты, на сцене они достигают образа. Оба они победители моего конкурса «Astana Piano Passion», Саша Малофеев – стипендиат «Новых имен» с восьмилетнего возраста. Я вижу, как он стремительно растет и прогрессирует. Взять хотя бы его транскрипцию первой картины музыки балета Стравинского «Весна священная». Это уже уровень авторской транскрипции для фортепиано «Петрушки». И это только начало, я убежден, что Александр Малофеев удивит нас еще многим. Действительно, какой это мудрый подход к концепции и интерпретации, владении не только инструментом, но и временем на сцене. Вообще, умение себя держать на сцене у этих двух пианистов просто потрясающее, эти самородки просто созданы для этого.
Наша задача состоит в том, чтобы помочь им развиться в настоящих, не побоюсь сказать этого слова, легендарных музыкантов. Сегодня это явление в мире классической музыки, Илья и Саша – большие личности, они уже имеют большое количество концертов. Мы прекрасно понимаем, что если сейчас каждого из них загнать в тяжелый концертный график, то это станет опасным явлением.
Так что и педагоги, и родители, и наша команда сделают все возможное своими советами и пожеланиями, чтобы расширять концертный репертуар, больше думать не о концертной деятельности, а о том, как стать внутри этого занятиями, трудом, разным интересным подходом. Это ведь очень разносторонние ребята, они не только занимаются на фортепиано, но и читают книги, ходят в театры и концертные залы. В игре Александра Малофеева присутствует симфоническое мышление, этого было нельзя не заметить.
Мы сидели на концерте вместе с маэстро Темиркановым, который пришел в неописуемый восторг от такой интеллектуальной игры ребенка, как можно уже в таком возрасте так зрело и убедительно играть и слышать музыку! Мы прекрасно помним блестящий пример Жени Кисина, который уже в двенадцатилетнем возрасте играл фортепианные концерты Шопена. Этот пример показателен в том смысле, что из вундеркинда он вырос в большого глубокого музыканта. Так что этим молодым ребятам мы будем всегда помогать!
— Кстати, достойно себя проявили и молодые пианисты: Реми Женье (Франция), Лука Окрос (Грузия) и кореец Йонг Э Парк, участники проекта «Ночной рояль Элиан Ришпен», стоявшей у истоков возрождения фестиваля в Анси.
— Безусловно, мы тоже старались публике представить яркие зарубежные молодые имена, об исполнительских успехах которых музыкальный мир уже знает не понаслышке. Все эти пианисты очень разные, но с тонким чувством стиля и пониманием инструмента.
Виктор Александров, Анси (Франция), ClassicalMusicNews.ru