Незамеченный у себя во Франции, этот молодой пианист стал финалистом XV Международного конкурса имени Чайковского и получил специальный приз критики.
Если бы на конкурсе присуждали приз зрительских симпатий, его получил бы Люка Дебарг – пианист, не замеченный в своей стране, но завоевавший симпатии московской музыкальной публики. Как если бы эта фантастическая русская душа признала в нем своего.
Финалист этого престижного состязания, он показал свою уникальность, творческую свободу и красоту интерпретаций, и только недостаточная зрелость помешала ему занять первое место.
Мы нашли 24-летнего музыканта в двух шагах от консерватории, где он только что представил свою интерпретацию 1-го концерта Чайковского. Тонкие усики, взгляд подростка; Люка не говорит о «карьере», он знает, что находится на «перепутье», он должен сделать выбор в пользу профессионального занятия музыкой – и ограничивать свою фантазию и свое настроение.
«В отличие от большинства моих конкурентов я не высокого мнения о себе, я просто чувствую необходимость выразить свои чувства музыкой»,
– объясняет молодой человек, еще не пришедший в себя после выступления. После лихорадочного исполнения концерта публика бешено аплодировала, но долговязый молодой человек словно не слышал этого и поспешил в свою артистическую.
«Мне бы сейчас ушат холодной воды на голову»,
– объяснил Люка. Слушая сбивчивую речь этого невозможного музыканта, выросшего в Пикардийской деревне, прощаешь ему все нарушения приличия. Знакомство с музыкой у него ограничивалось отцовским CD с музыкой Моцарта (отец – физиотерапевт, мать – медсестра), а также уроками флейты в местной школе, в Villers-sur-Coudun, в котором проживает 1300 жителей.
Он начал заниматься на фортепиано в 11 лет, когда его родители развелись. И быстро понял, что в нем «есть что-то необычное». Как только он накопил немного карманных денег, он попросил мать устроить его в Париже в библиотеку Ариозо.
«Я уже слышал музыку изнутри. Для меня было достаточно поставить пальцы на клавиши, чтобы впасть в транс».
Его преподаватель в Компьене тоже чувствует необыкновенность своего ученика. Он воодушевляет ученика, но не торопит его. Но Люка бросает занятия. Он уезжает в Париж и поступает в университет, чтобы изучать литературу.
Покинув родительский дом, чтобы «увидеть мир», он чувствует себя одиноким. Его подруга его бросает.
«Я по случаю играл джаз, но, по большей части, слушал депрессивную музыку»,
– улыбается он.
Из оцепенения его вывело выступление на концерте, организованном мэрией Компьени. По просьбе города он организовал музыкальный праздник: играл Токкату Сен-Санса, Прелюдию Шопена, Мефисто-вальс Листа. После этого он попадает к своей «Матери Терезе» – Рене Шерешевской, которая учит игре на фортепиано в консерватории Рюэй-Мальмезон (данная консерватория служит для того, чтобы находить и обучать одаренную молодежь).
«Однажды я увидела парня, который обладал сверхчеловеческой виртуозностью, играл с «дырами» и в бешеном темпе, с неверной постановкой пальцев, но обладал потрясающим слухом. Я сразу поняла, что Господь подарил мне сокровище»,
– говорит Рена.
Пьер Аврил, “Le Figaro“. Перевод – Ирина67