В издательстве «Музыка» вышла первая книга о знаменитом пианисте, отметившим в 2015 году свое сорокалетие. Презентация книги состоится вечером 5 ноября 2015 в Большом зале Московской консерватории перед концертом под названием «Денис Мацуев и друзья».
В этот вечер пианист выступит совместно с Российским национальным оркестром под управлением маэстро Михаила Плетнёва.
Денису Мацуеву исполнилось сорок лет. Более половины из них он на сцене, пройдя путь от начинающего музыканта до пианиста с мировым именем. Перед нами первая книга о пианисте, которая подводит итог прожитых лет, наполненных невероятным количеством внешних событий и столь же интенсивной внутренней жизни.
Примечательно название книги: «Денис Мацуев. Жизнь на Crescendo». «Crescendo» – музыкальный термин, обозначающий постепенное увеличение силы звука, но в названии книги этот термин имеет важный дополнительный смысл. «Crescendo» – название фестиваля – ежегодного форума лучших представителей молодого поколения российских музыкантов, арт-директором которого является музыкант. Этот же термин как нельзя более образно передает стремительное развитие музыкальной карьеры Дениса Мацуева.
Автор книги – известный музыкальный критик Сергей Бирюков. Личное общение с пианистом, многолетнее пристальное наблюдение за его творческой судьбой позволили появиться на свет изданию, в котором жизнь Дениса Мацуева открывается с разных сторон – биографической, творческой, общественной, человеческой… Повествование автора перемежается с рассказами, воспоминаниями, размышлениями пианиста.
Живой, непосредственный язык, множество собранных воедино фактов позволяют не только составить глубокое представление о личности музыканта, но и открыть для себя совершенно новые ее стороны (как заметил сам музыкант, в книге есть факты, о которых он раньше никогда не рассказывал). Книга состоит из двух частей. Вторую часть (“Голоса…”) составляют рассказы и реплики родных, коллег, друзей Дениса. Ю. Башмет, В. Гергиев, А. Князев, Н. Луганский, Зубин Мета, М. Плетнев, Ю. Темирканов, В. Спиваков, Р. Щедрин и многие другие нашли точные слова, вспомнили случаи, ярко высвечивающие характер музыканта. Повествование украшают многочисленные фотографии разных лет.
Корни своей артистической деятельности Мацуев видит в детстве, которое называет «гениальной порой». Воспоминания детства, по его признанию, оживают в нем каждодневно. Советская эстрада с ее прекрасной мелодикой, лучшие фильмы, спектакли стали важной частью жизни пианиста.
«Любовь к выступлениям у меня – с домашних посиделок, которые всегда были настолько артистичны!
– вспоминает Денис.
На них собирались актеры, музыканты, врачи, инженеры – такая иркутская богема. Все – чрезвычайно музыкальны, пели трехголосие – будто грузины собрались! Знали все тексты, начиная с песен Дунаевского. До сих пор иногда просто для отдыха играю эти мелодии, вспоминаю те уникальные годы…»
Из книги читатель многое узнает о семье Дениса Мацуева, его учителях, неожиданных поворотах судьбы, которые привели его к профессии профессионального музыканта. По словам педагога Мацуева, профессора Московской консерватории Сергея Доренского, у его ученика «сумасшедшие мозги». На уроки, по традиции собирающие весь класс профессора, он сразу приносил готовую вещь. Стоит ли удивляться, что в активном репертуаре пианиста сегодня более 50 концертов с оркестром и около 20 сольных программ.
«Главное, что мне дал Сергей Леонидович, – умение контролировать себя на сцене, использовать свои плюсы на пользу музыке,
– говорит Мацуев.
До сих пор, готовя новую программу, не выношу ее на сцену, не показав предварительно профессору <…> Вдохновляет само присутствие Доренского, от него буквально исходит спокойствие, доброта, достоинство. И на концерте, когда он сидит в 6-м ряду, – я играю прежде всего для него».
В словах самого Сергея Доренского, помимо профессиональной оценки, просвечивает поистине отеческая забота об ученике:
«Денис – моя радость, мой ребенок…»
– с таких слов начинает он свои воспоминания.
Между автором книги Сергеем Бирюковым и ее героем часто возникает тонкий диалог, затрагивающий самые глубинные вопросы музыкального искусства и тайны профессии концертирующего пианиста. Взаимоотношения (подчас нелегкие) с различными произведениями, впечатления от работы со знаменитыми дирижерами, мнения о разных роялях, акустике залов, появление новых проектов и развитие старых, отношение к критике и многое другое высвечивается крупным планом и вынесено в отдельные небольшие главы. Книга целиком погружает читателя в жизнь пианиста и раскрывает детали, которые не известны слушателю, пришедшему на концерт.
Мацуев не любит буквального повторения того, что было сделано на репетиции. Выступая со знаменитыми артистами, ценит в них людей, которые ставят ансамбль выше собственного лидерства. Главная радость от совместного выхода на сцену для Дениса Мацуева –
«чувство ежесекундного озарения, непрерывного импровизационного творения интерпретации».
Но главный партнер исполнителя – автор. В понимании Мацуева артист на сцене – проводник идей композитора через время. Он должен понимать, чего хотел композитор, в чем состоит авторский замысел, а что является лишь данью исполнительским стереотипам. Но и здесь множество нюансов:
«Тот, кто остается в рамках канонов, – ремесленник, художник же – тот, кто их перерастает,
– размышляет пианист.
Главное – музыканты-художники всегда честны по отношению к музыке, которую играют. Вот это мне всегда было близко: оставаясь самим собой, не перегнуть вкусовую палку, не соскользнуть, не дай бог, в пошлость (что так легко!), в каждый момент игры любить композитора, которого играешь».
«Все настоящее – с мелодией»
– эти слова Дениса Мацуева автор книги выносит в название одной из глав. Пианисту приходилось сталкиваться с разной музыкой, в том числе – атональной. Но, по его глубочайшему убеждению, человек, который приходит в зал, должен запомнить хотя бы одну мелодию.
Посещение музеев современного искусства порой помогает лучше постигнуть дух музыки наших дней, но Мацуеву в таких случаях вспоминается мысль Рихтера о том, что для охвата современной (как и старинной) музыки, как правило, достаточно интеллекта.
«Не могу вам сказать, чтó из современного искусства или музыки наверняка останется с людьми через 100 лет,
– делится Денис.
Хотя мода диктует цены на современные картины порой в десятки миллионов долларов. Но вряд ли я простою перед такой картиной час, чтобы погрузиться в ее внутреннюю историю. А вот перед Рембрандтом простою и больше… От классики мне хорошо, поднимается настроение, внутри что-то теплое включается. Словами это сложно объяснить, но такое искусство заряжает. Я в такие моменты отдыхаю».
Среди любимых писателей музыканта – Чехов, который
«погружает во что-то такое, что возвращает тебя даже не домой – потому что в современной России это тоже почти исчезло: в атмосферу тонких человеческих отношений, глубоких мыслей, кристального языка. В темпоритм подлинных чувств. Я прихожу в себя благодаря такому чтению. Оно дает тонус, разрядку, очищение».
Особенное качество Дениса – забота о постоянном движении, развитии в России всего, что связано с музыкальным искусством.
«Музыку надо всячески поддерживать, музыка – огромная объединяющая сила»,
– не устает повторять музыкант.
«Русская культура для нашей страны сейчас – главный миротворец».
Можно только поражаться активности, разнообразию претворенных пианистом идей и новых проектов, о которых упоминается в книге. Если два года назад, по замечанию Сергея Бирюкова, у Мацуева было пять фестивалей, то сегодня их уже десять: в Иркутске, Тюмени, Кемерове, Сочи, Казани, Перми, Челябинске, Оренбурге, французском Анси… А до конца 2015 года мацуевских смотров должно стать двенадцать.
В одном из недавних интервью пианист заметил, что начав активно гастролировать в 1992 году, он дал концерты в 63 странах, а в России – в 121 городе. Сегодня у Мацуева существует список 125 городов, которые он хотел бы посетить. Поездки по регионам открыли пианисту бедствие многих провинциальных филармоний. Это удивительно, но за последние года три-четыре Мацуеву удалось убедить начальство в регионах купить около полусотни новых высококлассных роялей.
«…Малые города страшно обделены вниманием ведущих исполнителей классической музыки,
– сетует пианист в книге.
Надо и им предоставить законную возможность приобщиться к настоящей красоте. Люди истосковались по добрым эмоциям, хватит уже кормить их негативом и нервозностью, чем занимаются в большинстве наши центральные телеканалы…»
Книга ярко высвечивает характер пианиста. Готовность прийти на помощь, несмотря на огромную занятость, – качество, о котором говорят многие друзья и коллеги пианиста. По словам пианиста Николая Луганского, более жизнерадостного и жизнелюбивого человека трудно себе представить:
«Денис вообще живет «забористо», на полную катушку. Ему нравятся грандиозные цифры – например, он любит повторять, что в Китае 60 миллионов пианистов. А в другой раз может сказать, что их и 100. А когда он рассказывает про сибирские морозы или жару, то они у него самые крутые в мире. Это не от желания поразить – просто его самого это все поражает. Вот эта открытость, эта полнота жизнеощущения – одно из самых драгоценных свойств Дениса Мацуева».
Редкая позитивная жизненная активность позволяет музыканту постоянно расти и меняться в творчестве, занять важную роль в общественной жизни страны, постоянно генерировать и воплощать в жизнь все новые идеи и проекты. Поэтому новая книга воспринимается и как итог прожитых лет, и как промежуточный этап в жизни пианиста – так много видится коллегам пианиста и ему самому возможных путей дальнейшего развития!
Лейла Баяхунова