Три оперные певицы и исполнительница классической музыки утверждаают, что всемирно известный дирижер Шарль Дютуа сексуально домогался их: физически удерживал, прижимал к себе, засовывал свой язык им в рот, а однажды даже опускал руку одной из женщин к себе в брюки.
В отдельных интервью с Associated Press обвинители представили подробные отчеты об инцидентах, которые, как они говорят, произошли в интервале между 1985 и 2010 годами в движущейся машине, в гостиничном номере двукратного обладателя Грэмми, в его гримерке, в лифте и за кулисами, где не было освещения.
Женщины обвиняют 81‑летнего художественного руководителя и главного дирижера Королевского филармонического оркестра Лондона в сексуальных домогательствах на репетициях и перед или после выступлений в пяти городах: в Чикаго, Лос-Анджелесе, Миннеаполисе, Филадельфии и в Саратоге-Спрингс (Нью-Йорк).
«Он подтолкнул меня к стене, засунул мою руку в свои штаны и вставил свой язык мне в рот»,
— рассказала меццо-сопрано Паула Расмуссен (Paula Rasmussen), описывая случившееся в его гримерке в Лос-Анджелесе в сентябре 1991 года. В дальнейшем певица отказывалась оставаться наедине со швейцарским дирижером.
Сопрано Сильвия МакНейр (Sylvia McNair), двукратная обладательница Грэмми, сказала, что Дютуа «пытался добиться своего» в отеле после репетиции с оркестром Миннесоты в 1985 году.
«Как только мы оказались в лифте вдвоем, Шарль Дютуа толкнул меня к стенке лифта, поставил колено между моих ног и начал ко мне прижиматься»,
— сказала она.
Другие два обвинителя пожелали остаться неизвестными, заявив, что они боялись говорить, потому что влиятельности знаменитого маэстро хватит для того, чтобы занести их в черный список индустрии классической музыки.
Дютуа, имеющий титулы дирижера — лауреата Филадельфийского оркестра и почетного дирижера Симфонического оркестра NHK в Токио, не ответил на многочисленные попытки связаться с ним через Королевский филармонический оркестр и его офис в Монреале.
Королевская филармония заявила, что Дютуа в настоящее время находится в отпуске, но они отправили запросы от AP напрямую на его электронную почту. AP также несколько раз обращалась в офис дирижера по телефону и электронной почте.
За свою долгую выдающуюся карьеру Шарль Дютуа возглавлял известные оркестры в Париже и Монреале, а также путешествовал по миру в качестве приглашенного дирижера. В следующем месяце он планирует дирижировать Нью-Йоркским филармоническим оркестром в четырехдневной программе, посвященной Морису Равелю.
Все истории четырех обвинителей похожи, и AP поговорила со их коллегами и друзьями, которые подтвердили, что каждая женщина делилась информацией об этих инцидентах.
Одна из женщин, которая попросила не раскрывать ее личность, сказала, что Дютуа приставал к ней три раза в 2006 году и один раз в 2010 году, схватил ее за грудь, прижал ее запястья к стене своей гримерки и сказал, что они создадут более качественную музыку, если она сама поцелует его.
Все четверо женщин сказали, что Дютуа либо заманивал их в укромное место, чтобы что-то обсудить или заняться музыкой, либо просто ловил момент, чтобы начать приставать. Все женщины сказали, что они ему отказывали и убегали. Они заявили, что никогда не подавали официальных жалоб, потому что они были молоды а Дютуа был мэтром.
В интервью AP более десятка певиц, музыкантов и работников сцены рассказывали о случаях сексуальных домогательств в мире классической музыки, на которые, по их словам, уже давно закрывают глаза люди, занимающие руководящие должности.
Обвинительницы Дютуа заявили, что они вдохновились теми женщинами, которые рассказали о сексуальных домогательствах со стороны влиятельных людей в Голливуде, политике, СМИ и других отраслях, и в конечном итоге почувствовали, что могут перестать молчать, после того как в этом месяце Метрополитен-опера уволила дирижера Джеймса Ливайна (James Levine), после того как были обнародованы истории о его домогательствах.
Загнанная в угол лифта
«Я не обращалась в полицию. Я не обращалась к руководству компании. Как и все остальные, я закрыла глаза на это,
— говорит Сильвия МакНейр, которой недавно исполнилось 61.
Но пришло время высказаться».
В марте 1985 года МакНейр было 28 лет. Она работала с Дютуа в оркестре Миннесоты, где он дирижировал, а она пела Мессу си минор.
МакНейр рассказала, что после репетиции она вернулась в свой отель с Дютуа и другими исполнителями и, когда лифт постепенно опустел, осталась дирижером наедине. Дютуа сразу же начал к ней приставать, решительно удерживая ее у стены лифта и прижимаясь всем телом.
«Мне удалось оттолкнуть его, и в этот момент открылась дверь лифта. Я помню, как сказала: «Прекрати!» и бросилась к выходу»,
— вспоминала певица.
Она сказала, что когда добралась до своей комнаты, то почти сразу позвонила другой певице, которая незадолго до инцидента была в лифте с ними.
AP поговорила с коллегой, который подтвердил этот звонок и сказал:
«Она была вне себя, потому что Дютуа прижал ее к стене лифта, надавив на нее всем телом».
Он сказал, что спросил на следующий день МакНейр, извинился ли Дютуа, и она ответила, что нет: вместо этого он вел себя так, как будто ничего не случилось.
Коллега попросил не раскрывать его личность, потому что он боялся, что подобные заявления могут нанести вред его карьере.
МакНейр, которая продолжала выступать со многими крупными мировыми оркестрами и оперными компаниями, сказала, что она не чувствует себя травмированной поступком Дютуа, который он совершил 32 года назад.
«Но то, что он сделал, было неправильным».
Вызвана в гримерку
В сентябре 1991 года, когда Пауле Расмуссен было 26 лет, она начинала строить свою карьеру и сыграла главную роль в Лос-Анджелеской опере в «Троянцы». Дютуа проявил к ней особый интерес на репетициях, и одна из опытных певиц сопрано (ныне покойная) предупредила ее, чтобы она была с Шарлем осторожнее.
По словам Расмуссен, она уже сталкивалась с подобными ситуациями, но в тот раз не возникло внутреннего опасения, когда Шарль вызвал её. Она предположила, что маэстро хочет поговорить о делах.
«Он вызвал меня в свою гримерку прямо перед генеральной репетицией по громкоговорителю: «Мисс Расмуссен вызывается в гримерку мистера Дютуа».
52-летняя Расмуссен, которая сейчас работает адвокатом в районе Сан-Франциско, сказала, что помнит, как на мгновение ее парализовало, когда Дютуа схватил ее руку и засунул себе в штаны, а потом засунул язык ей в рот. Затем раздался стук в дверь. Дирижер открыл, а она прошла мимо него и побежала к своей гримерке.
Она сказала, что это был единственный раз, когда она когда-либо ходила в гримерку Дютуа без сопровождения.
«Тем вечером он звал меня в гримерку несколько раз, до самого начала концерта. Каждый раз, когда после того случая он собирался сделать мне какие-то замечания, касающиеся исполнения, я звала кого-нибудь с собой»,
— сказала Расмуссен.
Баритон Джон Аткинс, который участвовал в постановке, сказал, что помнит, какой испуганной была Расмуссен после того инцидента всякий раз, когда её вызывали в гримерку к Шарлю.
«Я решил постоять у двери гримерки в качестве свидетеля (если это можно так назвать), пока она получала указания от дирижера»,
— сказал он.
Аткинс говорит, что он все еще помнит холодный взгляд Дютуа.
«Он посмотрел на меня и спросил: „Почему ты здесь стоишь?“ А я посмотрел на него и ответил: «Вы знаете почему».
AP также пообщалась с сотрудником постановочной бригады, который сказал, что в закулисной жизни было известно о поведении Дютуа по отношению к Пауле, а также о том, что певица была очень расстроена тем вечером.
Сотрудник попросил не раскрывать его имени, опасаясь потерять работу в этой отрасли.
Паула сказала, что однажды дирижер прошел мимо нее в коридоре и прошептал: «Ты поцеловала меня в ответ», что, по ее мнению, должно означать, что она одобрила его поведение.
Расмуссен сказала, что она наконец решилась рассказать это
«потому что люди слушают сейчас, но никто не слушал раньше».
Домогательства в машине и за кулисами
Третья певица сказала AP, что Дютуа приставал к ней четыре раза: сначала в 2006 году, когда она была в возрасте 30 лет, во время выступлений с Филадельфийским оркестром в Центре театрального искусства Саратоге (в северной части штата Нью-Йорк), а затем в 2010 году в Филадельфии.
Она не ожидала такого хода событий, рассматривая возможность поработать с известным дирижером в качестве солистки, как подарок судьбы. Певица сообщила, что, когда Дютуа предложил отвезти ее в отель в Саратоге-Спрингс после первой репетиции, она с радостью приняла его предложение.
«Мы сели в его машину, он начал ехать по дороге и стал буквально хватать меня за все, что мог достать, включая грудь. В какой-то момент я подумала: у него припадок?»
— сказала она.
Певица вспоминает, что ей удалось от него отбиться и держать сумку между ними до тех пор, пока он не высадил её у отеля.
После следующей репетиции, — продолжает певица – Шарль назначил встречу в своей гримерке, и она чувствовала себя в безопасности, потому что там были другие люди. Но вдруг она осознала, что они остались одни: она пошла к двери, но Дютуа прижал ее к стене, схватил за запястья и прижался к ней, сказав, что она расслабится, если поцелует его.
Он предложил стать друзьями, — рассказала артистка, — и попросил её прийти к нему в гостиничный номер.
AP поговорила с преподавателем вокала певицы, который вспомнил случай, когда дирижер сказал, что хочет поговорить с ней.
«Я увидел, как она начала дрожать. Она схватила меня за руку и сказала: „Не оставляй меня одну“»,
— сказал преподаватель, попросивший сохранить анонимность, для того чтобы сохранить репутацию певицы.
Последний акт агрессии в этом сезоне наступил в ночь открытия, — рассказала сопрано: незадолго до выступления она стояла около сцены в своем вечернем платье, и Дютуа подошел к ней в смокинге. «Toi, toi, toi, maestro», — сказала она, имея в виду «Удачи!». В ответ, сказала она,
«он обернулся, оценил меня взглядом, протянул руку, схватил меня за грудь и ушел на сцену».
Женщина сказала, что ей пришлось снова работать с Дютуа четыре года спустя на репетиционной базе оркестра в Веризон Холл в Филадельфии.
Когда ей было поручено передать сообщение дирижеру в гримерку, она сказала:
«Это было ужасно, потому что я знала, что там меня ждет».
Она сказала, что повторился инцидент 2006 года, когда он толкнул ее к стене и начал целовать.
«Я была настолько раздражена, что позволила этому случиться снова. Я как будто была в аду»,
— сказала она.
По поводу Дютуа она сказала:
«Нет ничего плохого в нем, как в музыканте. Плохо то, что ему разрешили быть хищником вне сцены».
Ужин в гостиничном номере
Четвертая обвинительница была 24-летней певицей Чикагского оркестра — Дютуа приехал в город весной 2006 года в Чикагский симфонический оркестр в качестве приглашенного дирижера.
После нескольких репетиций девушка, которая теперь работает в другом оркестре, сказала, что Дютуа предложил ей послушать концерт в его ложе. Она предполагала, что к ним присоединятся другие слушатели, потому что в той ложе обычно сидит полдюжины человек, — но они были одни.
По ее словам, когда заиграла музыка, она сказала, что Дютуа протянул руку, затем несколько раз попытался ее схватить, но она его оттолкнула.
«Я все время думала: „Как мне справиться? Я не могу его разозлить. Попробую свести все к шутке“».
После нескольких репетиций, — сказала она, — он предложил встретиться и пообедать в ресторане, но затем сменил место встречи на свой номер в отеле Four Seasons.
«В тот раз я думала, что смогу справиться»,
— сказала она.
Но как только она пришла в номер, Дютуа начал к ней приставать, вспоминает она.
«Он просто схватил меня и прижал к себе, пытаясь поцеловать. Я дала грубый отпор, оттолкнула его и ушла в другую часть комнаты»,
— сказала она.
Она сказала, что он ее не преследовал, но попытался уговорить остаться и даже пригласил посетить его квартиру в Париже.
Бывший участник оркестра, пожелавший сохранить анонимность, сказал, что женщина говорила с ним в то время о Дютуа, вспоминая, что она чувствовала «полное отвращение» к его достижениям.
По словам музыканта, после того, как Шарль к ней приставал, он писал ей на электронную почту около десяти раз. Она не захотела показывать AP письма, заявив, что не хочет, чтобы они были опубликованы, но прочитала отрывки с телефона.
В одном письме, по ее словам, Дютуа писал, что он не знал, что
«ласковое объятие и поцелуй могут возыметь такой негативный эффект»,
добавив:
«Конечно, я забыл, что ты еще ребенок».
«Можно сказать, что для него это обычное дело. Как будто он знал, что делает, и, похоже, его не останавливал тот факт, что я говорила „нет“»,
— сказала AP певица.
Жаклин Геккер, AP / Time. Перевод – Андрей В.